С самого начала паровозов люди боялись как огня. Да что там говорить, паровоз это и есть огонь, да еще движущийся! Завидев поезд, люди крестились и переходили на другую сторону улицы, где и попадали под лошадь.

История самой первой жертвы поезда
Поезд герцога Веллингтона готов к отправлению из Ливерпуля в Манчестер, 15 сентября 1830 года

На 15 сентября 1830 года было запланировано открытие одной из ключевых транспортных магистралей Великобритании — железной дороги между Ливерпулем и Манчестером. Уникальная двухколейная трасса станет первой междугородной железной дорогой в мире. Она соединит промышленность Манчестера с портовыми структурами Ливерпуля.

Настоящее событие! Изрядно шуму наделало и заявление о полном отказе от конных локомотивов в пользу паровых на этом направлении, а также о запуске пассажирского и почтового сообщения помимо грузового.

Немудрено, что толпы людей собрались вдоль дороги, чтобы увидеть, как прогресс проносится перед их глазами.

История самой первой жертвы поезда
Уильям Хаскиссон

Главным гостем был сам премьер-министр Артур Уэлсли, 1-й герцог Веллингтон. Герой нации. Мы его знаем по учебникам истории, это он одолел Наполеона при Ватерлоо. Для него построили шикарный спецвагон.

В том же поезде рассаживали его приближенных и коллег. В их число входил Уильям Хаскиссон — парламентарий и финансист, один их самых влиятельных джентльменов той эпохи.

Доктор отговаривал Хаскиссона посещать мероприятие, ибо тот был уже немолод и слаб здоровьем. Однако разве можно было такое пропустить!

В день открытия торжественно запустили восемь составов из Ливерпуля. Первым отправился поезд с герцогом и его роскошным вагоном.

Ровно посреди пути, на железнодорожной станции Парксайд, была совершена остановка. Локомотив здесь планировалось дозаправить углем и водой. Пассажирам запретили выходить, хотя многих это не остановило.

Хаскиссон выскочил на рельсы и прошелся до герцога, чтобы поздороваться. Герцог высунулся из вагона и пожал руку гостю.

Как раз в этот момент по второму пути приблизился другой состав. Стоявшие между путями пассажиры прижались к вагонам, чтобы их не задело. Места там было достаточно, чтобы они чувствовали себя в безопасности. Однако Хаскиссон запаниковал и стал метаться — то к одной стороне колеи, то к другой. Ему стали кричать, чтобы он не суетился и бежал к поезду.

Хаскиссон так и сделал. Только совершил ошибку. Он ухватился за дверь вагона, она открылась, и Хаскиссон повис на ней прямо перед мчащимся локомотивом. Удар паровоза отбросил беднягу на рельсы, и поезд прокатился по его ноге.

История самой первой жертвы поезда
Железнодорожная станция Парксайд, где произошла трагедия
Фото
Талбот Бери (1809–1877)

После экстренного торможения еще живого парламентария перенесли на один из локомотивов. Вагоны отсоединили и паровоз погнал с невиданной для тех времен скоростью — 65 километров в час. Хаскиссона доставили в дом священника, где за него взялись врачи. К сожалению, безуспешно: пациент не дожил до следующего утра.

Для Британии сия трагедия возымела принципиальное значение. Скверно, когда ты знаменитый и видный политик, а в историю входишь как первая жертва паровоза. И все же была какая-то польза в жертве Уильяма Хаскиссона: о случае столько писали, что люди мгновенно осознали опасность нового транспорта и вели себя осмотрительнее.

Хотя злые языки поговаривают, что пара человек погибли на этой дороге еще на этапе строительства, но кто будет считать простолюдинов!

А Артур Уэлсли с той поры возненавидел поездки по железной дороге.


Теперь нечто совершенно иное — минутка позитива. Посмотри, как один великий британец прокатился по советской железной дороге. История одной фотографии: Дэвид Боуи в поезде Владивосток — Москва, 1973 год.