Третий амиго
Благодаря дель Торо ты теперь знаешь, что в Мексике существует город с названием Гвадалахара, где он и родился 9 октября 1964 года. Город на полтора миллиона человек — пятый по величине в этой далеко не самой благополучной стране.
Он и двое других мексиканских режиссеров — Альфонсо Куарон и Алехандро Гонсалес Иньярриту — получили полуофициальное прозвище «Три амигос». Они действительно дружат, при этом дель Торо получил свой «Оскар» позже двух других амигос, у которых статуэтки за ленты «Гравитация» (Куарон) и «Бёрдмэн» с «Выжившим» (Иньярриту).
Первым полнометражным фильмом Гильермо дель Торо был полузабытый (а зря!) мрачнейший хоррор «Хронос» 1993 года. Очень в лавкрафтианском духе. Стоил фильм два миллиона долларов — на тот момент рекорд для мексиканского кино. Четверть суммы режиссер добыл самостоятельно, через кредиты и закладные. Актер Рон Перлман, завидев такое, согласился сниматься за сильно урезанный гонорар. С тех пор они тоже дружат.
«Хронос» сильно впечатлил кинокритиков, но в кинопрокате отбиться не смог, собрав чуть более шестисот тысяч.
Спаситель с «Титаника»
Коммерческая неудача не подкосила дель Торо, тем более что его сразу позвали в Голливуд братья Вайнштейны снимать «Мутантов» (1997). Казалось бы, жизнь налаживается. Но нет. В Мексике опасно иметь дело с большими деньгами. Потому-то в это самое время отца Гильермо дель Торо похитили местные бандиты с требованием выкупа.
Отца взяли прямо в Гвадалахаре и тотчас потребовали от режиссера один миллион американских долларов. Но такой суммы на руках у Гильермо, само собой, не было: все до последнего гроша было вложено в производство «Мутантов». Хуже того, теперь и сами съемки оказались невозможными, ибо режиссер уже не мог думать ни о какой работе — только о том, как вызволить дорогого отца из застенков мексиканских бандюков.
И тут на помощь пришел верный старший товарищ Гильермо — великий создатель «Титаника» и «Терминатора» Джеймс Кэмерон. Он не только нашел требуемую наличность, но и подогнал специального человека, опытного переговорщика, для улаживания сделки с криминалитетом. Через 72 часа отца отпустили без единой царапины.
Причастных к похищению в какой-то момент поймали, но все они получили чисто символические сроки. Миллиона же и след простыл. Понятно, что с тех пор дель Торо и Кэмерон — друзья не разлей вода.
После этого инцидента Гильермо закономерно заявил, что в Мексике ему оставаться более чем опасно, и вместе с семьей навсегда эмигрировал в США.
Путь к лабиринту
Первая слава пришла к дель Торо после выхода дилогии из жестоких и натуралистичных хорроров «Хребет дьявола» и «Лабиринт фавна». Считается, что эти фильмы вдохновлены одним первоисточником — испанской кинокартиной 1973 года «Дух улья». Тот старый фильм повествовал о девочке, которая в годы войны и упадка (1940) посмотрела фильм ужасов про чудище Франкенштейна и с того момента стала одержима мыслью о встрече с ним.
Обрати внимание на факт, что дель Торо настаивал на том, что «Лабиринт фавна» будет испаноязычным фильмом. Продюсеры даже предлагали удвоенный бюджет при условии, что кино будет снято на английском языке, но режиссер стоял на своем, уверяя, что история чисто испанская и заслуживает должного уважения. На английский язык субтитры дель Торо переводил сам, не доверяя никому этого деликатного процесса. «Лабиринт фавна» в итоге стал его настоящей победой и отбил в прокате свой бюджет пятикратно.
Очень страшные дела
На показ «Фавна» как-то пришел Стивен Кинг и устроился в кресле рядом с режиссером. Дель Торо вспоминает, что на особенно страшном моменте, когда человек с глазами в ладонях преследует девочку, Стивен Кинг явно поежился. Подобную реакцию мэтра режиссер счел личным творческим триумфом, сопоставимым с получением «Оскара».
В Каннах же этому фильму аплодировали 22 минуты! Нет, не зря дель Торо ради съемок «Лабиринта фавна» отказался от предложения экранизировать «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф».
Большой рубеж
Если Питер Джексон всю свою жизнь мечтал экранизировать своего «Кинг-Конга», то дель Торо преследует навязчивая мысль поставить фильм по роману Говарда Лавкрафта «Хребты безумия». Он неоднократно принимался за работу над ним, и каждый раз что-то ему фатально мешало. В 2011 году Джеймс Кэмерон даже согласился продюсировать этот проект, но студийные крысы отказались выделить требуемые 150 миллионов.
И все-таки одержимый монстрами дель Торо понял, что его никто не смеет ограничивать в их размерах, поэтому он стал работать над созданием кайдзю-фильма «Тихоокеанский рубеж». С очень гигантскими чудищами и шагающими роботами. Он придумал и нарисовал сотни самых разных кайдзю и егерей, но лишь малая их часть оказалась в итоговом фильме 2013 года. Каждую неделю съемочная команда голосовала за тех титанов, которые им понравились больше всего.
Согласно исходной идее, экипаж егеря под управлением Мако и Райли должен был общаться на разных языках, а их ментальная связь в рубке егеря должна была постепенно научить их понимать друг друга. Идея отличная, но в итоге в фильме от нее почти ничего не осталось, лишь момент, когда Райли неожиданно начинает говорить с Мако по-японски.
Водный мир
В 2017 году на фестивале в Торонто состоялась премьера самого прославленного фильма дель Торо — оскароносной фантастической драмы «Форма воды». Премьера шла в том самом кинотеатре «Эльгин», который показан в фильме. Таким образом, зрители, сидя в зале, смотрели на экран и видели то место, на котором сидят. Полное погружение!
Кевин Смит после того, как увидел трейлер «Формы воды», написал в своем «Твиттере»: «Глядя на такую красоту, я чувствую себя идиотом из-за того, что называл себя режиссером».
Русских киножурналистов интересовал вопрос, не знаком ли дель Торо с советским фильмом «Человек-амфибия», тематика и сюжет которого существенно перекликается с «Формой воды». Режиссер смутился и признался, что никогда не слышал о том фильме, но дал обязательство его посмотреть.
Впрочем, люди, знакомые с голливудской старой классикой, в курсе, что эта картина во многом следует духу знаменитой киноленты «Тварь из Черной лагуны». В «Форме воды» звучит фраза, что «ихтиандр» был пойман в Южной Америке, то есть там же, где водилось чудище Черной лагуны.
Корпорация монстров
Дель Торо рос в католической семье, при этом он сам себя описывает словами Луиса Бунюэля: «Слава богу, что я атеист». И добавляет: «Я верю в человека. Человечество — вот что приносит все лучшее и худшее в этот мир!»
В детстве, как и многие дети, Гильермо дель Торо невероятно страшился чудищ. В итоге он нашел самое неожиданное решение для своих фобий — заключил с ними соглашение: он создает чудовищ на экране, а они его больше не трогают! Похоже, что сработало.