Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

ПЭУ-1Р — советский вездеход с реактивным двигателем от самолета

Внедорожные качества взлетели до небес.

Обсудить

Говоря об автомобилях из будущего, мы обычно имеем в виду машины, которые умеют летать. Спасибо, конечно, Марти и Доку из «Назад в будущее». Странно, что гораздо реже вспоминают про возможность установить авиационный мотор на обычную машину. Но когда такое все же случается, результаты удивляют даже самих создателей…

ПЭУ-1Р — советский вездеход с реактивным двигателем от самолета
Мотор АИ-25ТЛ создавался для самолетов, но подошел и для спасательного вездехода
Мотор АИ-25ТЛ создавался для самолетов, но подошел и для спасательного вездехода

В начале 1980-х в конструкторском бюро ЗиЛа решили поэкспериментировать с проходимостью поисково-спасательных вездеходов ПЭУ. К слову, мы уже рассказывали об этой серии машин в материале «Ангел-хранитель советских космонавтов: поисково-спасательный комплекс «Синяя птица».

Вообще-то внедорожное качество вездеходов ПЭУ и «Синяя птица» и сами по себе были на высоком уровне. Впрочем, в определенных ситуациях тяжелой машине тупо не хватало мощности ДВС. Так почему бы не добавить в уравнение немного силенок?

ПЭУ-1Р — советский вездеход с реактивным двигателем от самолета

Так на ПЭУ решили поставить… турбореактивный двигатель. Мотор АИ-25ТЛ, который успешно «возил» пассажирский Як-40 и учебный «Альбатрос» чешских ВВС, установили в корпусе в задней части шестиколесного вездехода. Благодаря силе тяги в 1720 кгс теперь на недостаток мощности уже никто не жаловался.

На испытаниях вездеход с реактивным мотором показал впечатляющие результаты. Значительно увеличилась скорость движения по воде. Благодаря дополнительной тяге ПЭУ-1Р (Р значит «реактивный») легко выбирался из водоемов даже на крутой берег. Дополнительно оснащенная лыжами машина отлично шла и по глубоком снегу. Значительно улучшилась и проходимость в болотистой местности.

Нет, реактивный мотор не стал панацеей. Случалось, что ПЭУ-1Р застревал, что видно на кадрах кинохроники с испытаний. Впрочем, туда, где застревал ракетный вездеход, обычные ПЭУ просто не могли добраться. Так что главным недостатком конструкции признали просто чудовищную прожорливость. Ведь при включенной реактивной установке запаса топлива в 500 литров машине хватало всего на 17 км.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения