Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Запасы еды закончились спустя 7 часов»: истории людей, которые побывали в жуткой пробке в Верхнем Ларсе

Об этой пробке слагают легенды. Но мы нашли правдивые истории.

12 октября 202214

После объявления сам знаешь чего в очереди на сухопутной границе с Грузией собрались тысячи автомобилей и свыше сотни тысяч человек. Путешествие из РФ в Грузию занимало трое суток в лучшем случае. Мы нашли четырех отчаянных парней, которые побывали в этой пробке, и они рассказали, как это было.

«Запасы еды закончились спустя 7 часов»: истории людей, которые побывали в жуткой пробке в Верхнем Ларсе
Россия. Республика Северная Осетия — Алания. Люди у КПП «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе. 29 сентября 2022 года
Источник:
ТАСС

Стас, 38 лет, Москва

Решение отправиться в бессрочное «путешествие» принял после звонка родственников: по месту прописки принесли повестку. Ко мне присоединился мой друг Саша.

Пункт назначения — Грузия. Нашлись билеты до Махачкалы по очень хорошей цене — 4000 рублей с человека, плюс велосипед.

Мы оба любим велосипеды и слышали, что Верхний Ларс можно пройти гораздо быстрее на них. Выбрали самые компактные из имеющихся у нас байков — BMX.

Без проблем, очередей и вопросов долетели из аэропорта Домодедово до Махачкалы. В аэропорту познакомились с еще одним «путешественником», Артемом, который организовал нам два трансфера, причем вторым «трансфером» оказались серьезного вида ребята на двух черных джипах. Мы поехали в объезд первой пробки по горам, через посты вооруженных людей в камуфляже.

Ехали в полной темноте среди гор. Было видно необычайно много звезд. Нас довезли до начала финальной пробки, 10 км длиной.

Далее путь лежал через хаос пробки вдоль трассы до границы. Автомобили стояли в несколько рядов в разных направлениях. О горном воздухе речи не шло. Во-первых, из-за выхлопных газов, во-вторых, люди стояли по нескольку дней, а туалетов, конечно, не было.

На велосипедах мы продвигались довольно успешно, хотя кое-где даже с ними протиснуться было очень сложно.

Примерно в середине пробки у нашего нового попутчика, Артема, на велосипеде отвалилась педаль, так что дальше двинули пешком. На рассвете подошли вплотную к КПП, где валялись десятки брошенных велосипедов.

Иногда мы видели людей, которых уводили после посещения окошка в здание погранслужбы, и потом они шли обратно в направлении России. Это заставляло все больше волноваться. Но в итоге из нас троих никого ни о чем не спросили.

Наконец граница РФ позади. Но расслабляться было рано, предстояло пройти пешком несколько километров через два тоннеля на нейтралке и собственно грузинскую границу. В тоннелях дышать практически нечем, темно, полно людей, машин. Выйдя из второго тоннеля, мы увидели в 500 метрах от нас грузинский КПП. И вот эти 500 метров мы продвигались следующие 11 часов.

Очередь с каждым часом становилась шире от желающих пройти из конца очереди хотя бы в ее середину. Особо наглых оттесняли назад, доходило до драк. Из-за человеческой очереди начала увеличиваться автомобильная пробка. Иногда очередь стояла без движения часами, так как грузинские пограничники отдавали все силы на автомобильную очередь, чтобы не допустить полного коллапса в транзитной зоне.

В итоге уже затемно мы прошли КПП Грузии и попали в лапы к толпе таксистов. Испытывать радость просто не было сил, но в целом пришло осознание, что этот сложный путь позади.

Дальше ночной трансфер до Тбилиси и отбой на надувных матрасах в шесть утра в «русском» отеле, переполненном такими же, как мы, «путешественниками».

+2

Артем, попутчик Стаса, 32 года, Москва

Мы выехали из Махачкалы в 18.50 вечера и добрались до Тбилиси в 20.30 следующего дня. Самыми трудными были 11 часов в очереди на нейтральной территории между РФ и Грузией.

Запасы еды стали кончаться спустя 6-7 часов. Солнце уже ушло за горы, стало прохладнее. Мы делились едой, кому было очень нужно, я вспомнил, что у меня с собой четыре шоколадки, они отлично зашли. Меня тоже угощали бутербродами неизвестные люди — спасибо им большое за человечность!

Мы придумали систему. Все встаем в шеренги по 5 человек, и никому не позволяем встать в нее. Были случаи, когда кому-то становилось плохо или у кого-то больные ноги, таких пропускали.

Были, конечно, и наглецы, которые лезли вперед, но мы скандировали: «Назад! Назад!» И только под напором толпы они уходили обратно.

Все местные, которые нам помогали, взяли с нас денег, в общей сложности 20-40 тысяч с человека, чтобы добраться до Ларса. Мне сказали, что это норма. Некоторые на границе давали взятки по 50-100 тысяч, чтобы их выпустили.

В 20.35 мы наконец дождались своей очереди и, счастливые, понеслись к грузинскому КПП. На велосипедах мы встали в очередь для великов и быстро вышли уже к грузинской стороне.

Илья, 21 год, Москва

У меня в Москве все хорошо: жена, дом, собака, кот. В день объявления мобилизации в два часа дня я позвонил своей супруге, и она сказала: «Илья, видимо, тебе надо уехать». Она не ожидала, что я восприму эти слова буквально, думала, я еще пару дней подумаю. Но в тот же день, 21-го числа, я выехал из Москвы к Верхнему Ларсу. К тому моменту не спал уже сутки из-за новостей.

Перед выездом написал в чат в «Телеграме», что возьму попутчиков, и за пять минут мне позвонили тридцать человек, которые умоляли взять их с собой. В итоге получилось два пассажира. Никаких денег я с них не взял.

В восемь часов вечера мы выехали. Ехали всю ночь, весь день 22-го числа, за руль садились по очереди. Доехали до Владикавказа, до начала пробки, за 22 часа.

Мы стояли часов десять, купили продукты, воды. Через 10 часов продвинулись к отметке 4-5 км до границы. Наступила ночь. Проблема ночи в том, что лазерная оптика на автомобилях бьет в глаза. Из солидарности ее выключают. Ты находишься в горах, ничего не видно, свет выключен. Один раз я заснул за рулем, меня обогнали 10 машин. Никто не посигналил, не разбудил.

Мы простояли в пробке 27 часов. Были люди, которые отдавали местным по 100-150 тысяч, чтобы их поставили в начало пробки. Многие шли пешком, на велосипедах, на самокатах, и мы им очень завидовали.

Это был настоящий транспортный коллапс. Пробка очень медленно двигалась, в том числе из-за нечестных бомбил, которые ездили от границы до границы и занимали друг другу места.

Было много ребят, которые шли пешком, с рюкзаками. Некоторые вообще без денег. Я посадил к себе еще троих, бесплатно, естественно. В какой-то момент они вышли из машины и встали на встречной полосе, как живой щит, чтобы не давать местным обгонять. Благодаря этому движение пошло.

В сумме на этот трип ушло почти трое суток. Что самое интересное, мне еще сильно повезло. Люди, которые ехали после нас, стояли гораздо дольше. Там были и драки, и разборки. Но лично я не встретил ни одного злого или агрессивного человека.

Сергей, 21 год, Москва

Я выехал автостопом из Сочи в два часа ночи, сменил за всю дорогу 15-20 машин. Водители попадались разные, начиная от местных водителей-экспедиторов, которые перевозят продукты, и заканчивая свидетелями Иеговы. Один водитель вообще был без прав — оказалось, ему всего 16 лет.

Я попал под сильный дождь, простудился, у меня начался сильный кашель. В пробке под Владикавказом мы простояли всю ночь, к тому моменту я уже сутки не спал. Как мог, старался поспать на заднем сиденье.

Во Владикавказ водителя, с которым я ехал, не пустили, и я отправился дальше пешком. Зашел куда-то поесть, купил с собой в дорогу шоколадку. Денег оставалось минимум. Потом было еще несколько попуток, и я снова шел пешком. Через границу уже не пропускали пешеходов, и меня и еще одиннадцать таких же, как я, парней перевез мужчина на большом авто с американскими номерами. Ни у кого из нас не было денег, но он ничего и не просил — просто перевез по личной инициативе, на свой страх и риск.

Грузинский КПП, слава богу, можно было пересекать пешком. Никаких вопросов не задавали, машинально ставили штамп и пропускали.

До Тбилиси тоже ехал автостопом. Сначала обошел пробку на КПП. Потом стал стучаться в каждую машину, меня никто не брал, 20-30 водителей отказали. Наконец взяли в одну из машин — там ехал пассажир, айтишник из Иркутской области, который за меня заплатил. Я промок под дождем, был голодный, уставший. Он меня накормил и даже в Тбилиси дал ночлег на одну ночь.

Сейчас живу в коливинге, нашел небольшую подработку. Хочу переехать в Котар, надеюсь, там будет тепло в ноябре.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения