Современные историки до сих пор спорят, существовала ли храмовая проституция в древности на самом деле. Да, об этом есть свидетельства самых уважаемых античных историков…

Фото №1 - Секс во славу богов: невероятная история храмовой проституции

Однако тут такое дело: все они писали о «диких традициях» других стран, о «варварских привычках» дикарей, о «позорных обычаях» чужеземцев. С тем посылом, что чужеземцев следует немедленно завоевать и научить их разумному, доброму, вечному.

А значит, эти самые античные историки могли запросто преувеличить и навыдумывать, просто чтобы оправдать расходы на очередной военный поход. Однако на чем-то все эти свидетельства все же основывались, так что правда, скорее всего, где-то посередине.

Совершенно очевидно, что древние цивилизации относились к сексу и женскому телу гораздо проще. При этом способность женского тела рожать детей воспринималась как нечто чудесное. Акт оплодотворения также считался чудом. Отсюда совсем недалеко до религии!

Ритуалы плодородия

Во всех сельскохозяйственных цивилизациях женщина сравнивалась с плодородной землей. Соответственно, мужчина выступал в роли пахаря и сеятеля. Даже у наших предков, славян, надежды на плодородие земли часто подкреплялись ритуальным баловством на поле, в котором участвовали женщины и мужчины.

Более подробно об этом смотри «Невероятные секс-традиции древних славян».

Однако этот момент, конечно, сложно назвать проституцией, скорее это ритуальный секс. Похожее действо наблюдаем еще раньше — у древних греков с их дионисиями. Кульминацией этого праздника плодородия была процессия с гигантскими деревянными фаллосами. А также у римлян с их знаменитыми оргиями в честь созревшего урожая винограда — вакханалиями.

Впрочем, все упомянутые действа происходили вне храмов — так сказать, на свежем воздухе. Мы упоминаем их для общего понимания контекста: секс в древности вовсе не был чем-то интимным или неприличным, поэтому вполне мог служить как подношение богам. Чем, например, занимались древние шумеры.

Священные проститутки

По свидетельству историков, у древних шумеров существовало два вида проституток. Одни были самые обыкновенные продавцы любви в розницу, а вот вторые, надиту, считались служителями богов.

В надиту чаще всего шли женщины благородного происхождения, темперамент которых не укладывался в строгие рамки матери семейства и хранительницы очага. Они жили на территории храмов в собственных покоях. При этом они были грамотны, делали записи на глиняных табличках, занимались искусствами, философией, политикой. Надиту сами выбирали себе влиятельных покровителей, с которыми предавались «священным ритуалам» во славу божию.

Надо полагать, такие священнослужения значительно укрепляли авторитет церкви и желание богатых и влиятельных шумеров щедро жертвовать на ее благо. Так что не такое уж и глупое начинание!

Во многом надиту напоминали греческих гетер, о которых ты можешь почитать тут: «Самые странные сексуальные обычаи Древней Греции».

Вавилонские блудницы

Это выражение пошло из Откровения Иоанна Богослова, который описывает некую порочную женщину в красивом платье на звере багряном, которая держала в руках чашу, преисполненную мерзостями и прелюбодействами. Классическое дитя порока.

Вавилонская блудница, средневековая миниатюра
Вавилонская блудница. Средневековая миниатюра

Так вот, историки считают, что представление о том, что самое порочное пекло находится в Вавилоне, автор «Откровения» взял из довольно знаменитого текста историка Геродота, который так описывает местную храмовую проституцию:

Геродот, История, I, 199

Не знаем, насколько древний историк тут наврал, однако ритуальное лишение девственности известно нам из многих культур, так что, возможно, в Вавилоне оно происходило именно таким образом.

В том же Риме, по свидетельству святого Августина, новобрачных девушек часто отводили в храм божества плодородия Мутуна, где лишали их девственности с помощью каменного фаллоса. Это считалось прекрасным подношением богу, которое обеспечит будущее плодородие в семье.

Читай: «7 самых диких сексуальных обычаев Древнего Рима».

Кстати, упоминание Геродотом чужестранцев, которых допускали на эту удивительную ярмарку девственниц, напоминает нам еще один древний обычай «гостевого секса». В некоторых удаленных деревнях на Шелковом пути путешественнику предоставляли не только кров, но и жену хозяина, чтобы разнообразить генофонд деревни.

Проститутка в виде подношения

Как ни осуждались древними греками шумерские и вавилонские традиции храмовой проституции, но они наблюдались и у самих греков. Например, греческий писатель Афиней так рассказывает о празднике Афродиты в Коринфе (там стоял главный храм богини любви): «К участию в молебственных шествиях город привлекал как можно больше гетер, впоследствии их стали поставлять в храм богине в качестве жертвенного подношения».

Однако не подумай ничего плохого, гетер не убивали. Им просто предлагали заняться своим ремеслом на пользу храма. Причем подарок в виде гетеры могли поднести храму как мужчины, так и женщины.

Жан Леон Джером «Гетера Фрина перед ареопагом».
Жан Леон Жером. Гетера Фрина перед ареопагом

Помимо подарочных гетер, у храма в Коринфе были и свои собственные жрицы, иеродулы, в обязанности которых входила не только работа на землях храма и низшие службы, но и секс с особенно уважаемыми прихожанами, которые сделали храму хороший подарок.

Индийские девадаси

Девадаси в Тамил-Наду, 1920 год
Девадаси в Тамил-Наду, 1920 год

Еще дальше на Востоке религиозная проституция встречается до сих пор. Это довольно печальная история, о которой недавно, например, был снят документальный фильм «Проститутки бога».

Начиналось все очень благообразно приблизительно в III веке нашей эры. Именно тогда при некоторых индийских храмах начали появляться девушки-служительницы. В юном возрасте их «выдавали замуж за бога», чтобы они изучали специальные храмовые танцы, философию и религию. Очень похоже на монашеский орден, за исключением того, что средневековые монашки, конечно, не танцевали в коротеньких топах и полупрозрачных панталонах.

Однако долгое время девадаси, или невесты бога, считались очень уважаемыми членами общества, их приглашали на праздники и на свадьбу. Считалось, что они сумели победить свое страстное начало.

Сложно сказать, в какой момент все пошло совсем в другую сторону. Однако британские колонисты уже вовсю осуждали практику девадаси как храмовую проституцию. Может быть, их как раз шокировали танцы в полупрозрачных панталонах, или же девадаси к тому времени действительно были невестами не только бога, но и местных священников, а также уважаемых прихожан.

Кстати, читай: «Необычные секс-традиции Древней Индии».

Несмотря на активную борьбу британцев, традиция посвящения в девадаси легально существовала до 1988 года, а нелегально встречается до сих пор. Это очень популярный способ для нищей семьи избавиться от обузы, которой является дочь (работу для девушек в Индии до сих пор сложнее найти, чем для мужчин).

Опытные девадаси забирают девушек у родителей, как только они достигают полового созревания, и вывозят в большие города, где они работают в специальных кварталах. Понятное дело, что «посвящение богу» в настоящее время просто формальность. Однако для девочек проводится специальный ритуал-пуджа, во время которого их посвящают в тонкости профессии. Иногда девадаси кормят всю семью, которая живет в деревне.

Религиозные хиппи-проститутки XX века

Культ «Дети бога» зародился в калифорнийском кофе-хаусе на Хантингтон-бич в 1968 году. Как ты понимаешь, к новому движению примкнули всякие бесхозные «дети любви», которых в тот момент в Калифорнии было хоть отбавляй.

Так вот, лидер культа Давид Берг тут же смекнул, как использовать хиппи с их пропагандой свободной любви в своих интересах. Девушки, члены нового культа, были объявлены «рыбаками». В их обязанности входило «ужение» новых последователей посредством «флирт-рыбалки».

Фото №2 - Секс во славу богов: невероятная история храмовой проституции

По сути, девушки просто спали с мужчинами направо и налево, при этом они, по словам Берга, «демонстрировали любовь бога». Если новичок отказывался присоединяться к культу, с него полагалось хотя бы взять пожертвование на благо «Детей бога».

Практика оказалось невероятно эффективной! Очень скоро у культа была куча последователей и немало денег. Девушки даже действовали через эскорт-агентства. Однако в 1987 году от практики отказались из-за эпидемии ВИЧ, которая разразилась в общине.

На самом деле появление и распространение опасных венерических болезней — это историческое событие, которое превратило проституцию из уважаемой и зачастую религиозной практики в «грязное ремесло». Именно венерические болезни сделали храмовую проституцию невозможной.

Кто знает, может быть, пандемия коронавируса точно так же похоронит клубную культуру и прочие современные вакханалии. Будем надеяться, что нет!