Каждое оружие хорошо к месту. Финку легко спрятать за голенищем сапога, но она не особо эффективна против танка. С другой стороны, тот же танк хорош броней и вооружением, но слишком громоздок и тяжел, чтобы оперативно оказаться там, где нужно командованию. Гм, что же делать…

Фото №1 - Броня крепка, а есть еще и крылья! Короткая история летающего танка А-40

В начальный период Великой Отечественной, когда немцы стремительно продвигались вглубь страны, а на оккупированных территориях начали создаваться партизанские соединения, возникла проблема с их обеспечением. Что-то вроде стрелкового оружия, боеприпасов и продовольствия можно было перебросить и воздухом — на парашютах. Но реальным подспорьем партизанам могли стать бронеавтомобили или танки. Если бы только существовал подходящий способ доставки тяжелой техники за линию фронта…

Фото №2 - Броня крепка, а есть еще и крылья! Короткая история летающего танка А-40
Десантный планер «Антонов-7» успешно использовался на протяжении всей войны

Так и начался проект летающего танка А-40. Его разработкой занялся конструктор Олег Антонов, известный в советское время создатель грузовых планеров. Уже с 1941-го для десантных и спецопераций в Красной армии активно использовали грузовой планер А-7 (А — Антонов), способный перевозить до шести бойцов.

Несмотря на удачную конструкцию А-7, с задачей транспортировки танка справиться, конечно, не смог. Полезная нагрузка «семерки» всего около 800 кг, тогда как выбранный в качестве «пассажира» легкий танк Т-60 весил сразу шесть тонн.

Фото №3 - Броня крепка, а есть еще и крылья! Короткая история летающего танка А-40
Легкий Т-60, конечно, тот еще «монстр». Но партизанам помогло бы даже такое бронеусиление

Тогда Антонов решил сделать танк неотъемлемой частью конструкции планера. Корпус танка стал фюзеляжем, к которому крепились сдвоенные бипланные крылья размахом 18 метров и двухкилевое хвостовое оперение. По задумке создателей А-40 с помощью самолета-буксира он поднимается в воздух, добирается до нужной точки, за 20-30 км до цели отделяется от ведущего и бесшумно планирует к месту посадки. Перед приземлением двигатель танка нужно было запустить и, включив передачу, заставить гусеницы вращаться в воздухе, чтобы не повредить шасси при посадке. Затем крылья и оперение отстегиваются, и А-40, снова превратившись в Т-60, готов к бою.

Фото №4 - Броня крепка, а есть еще и крылья! Короткая история летающего танка А-40

В теории все должно было сработать, но реальность оказалась слишком суровой. В первом же испытательном полете в сентябре 1942-го выяснилось, что тяжелый бомбардировщик ТБ-3, который использовали в качестве буксира, не в состоянии справиться с шеститонной тушкой Т-60. 

Самолет и А-40 с трудом, но все-таки поднялись в воздух, а вот развить расчетную скорость в 160 км/ч не получилось. Из-за чрезмерных потуг и работы на максимальных оборотах моторы ТБ-3 стали перегреваться, и было принято решение прекратить полет. «А-40» отделился от буксира и совершил успешную посадку, доказав, что идея летающего танка не такая уж безумная, как могло показаться с первого взгляда. 

Кстати, А-40 вполне уместно бы смотрелся и в нашей подборке самых страшненьких самолетов Второй мировой. Он не попал туда только потому, что считается планером, а не самолетом…

Фото №5 - Броня крепка, а есть еще и крылья! Короткая история летающего танка А-40
Планер А-40 без главного пассажира

Однако на этом дальнейшие разработки проекта А-40 решили остановить. Многие считали, что использование в качестве буксира более современного и мощного бомбардировщика Пе-8 могло решить все проблемы. Но таких машин в войсках было мало, рисковать ими для решения локальных задач вроде помощи партизанам никто не решился.

А жаль. Вот бы посмотреть на физиономии гитлеровцев, прямо на голову которым приземляются советские танки!

Фото №6 - Броня крепка, а есть еще и крылья! Короткая история летающего танка А-40