Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Современные поп-песни мрачнее и злее старых, заключили ученые

Исследователи из США после анализа хитов за шестьдесят с лишним лет вынесли вердикт: раньше люди слушали гораздо более веселую, позитивную музыку.

28 января 2019
Современные поп-песни мрачнее и злее старых, заключили ученые


Кому-то результаты исследований группы из Технологического института Лоуренса (США) покажутся слишком очевидными. И все же даже очевидные вещи всегда требуют проверки. Потому что, во-первых, зачастую оказывается, что капитан Очевидность ошибался. А во-вторых, любые доказательства полезны тем, что на них можно давать ссылки в спорах. Теперь у тебя есть ссылка, вот она!

Предметом компьютерного анализа стали не мелодии и не аранжировки, а тексты всех популярных песен. Впрочем, ни для кого не секрет, что настроение текста песни практически всегда соответствует настроению музыки. Ведь дэт-металлисты не поют про цветы на клумбах, а у Филиппа Киркорова нет ни одной песни про то, что пора мочить ментов.

В основу анализа легла база хитов США из журнала Billboard. Точнее говоря, они брали итоговые годовые тop-100 (самые продаваемые песни в Америке) с 1951 по наши дни. Далее запускался так называемый анализ тональности текста — это когда программа по ключевым словам выносит оценочный вердикт композиции, ее эмоциональному окраску. Это популярный в наше время механизм, его применяют, например, при анализе сценариев, статей, а в особенности — персональных блогов и лент в соцсетях.

Измерение эмоционального окраса происходит по трем координатам: разбор песни построчно, разбор песни в целом и (самое сложное) разбор отношения автора песни к тому, про что он вещает. То есть, если в песне поется про фашистов, это не значит, что песня злая, фашистская. Может, автор все это искренне осуждает, хочет побыстрее победить фашизм, но говорит об этом витиевато и иносказательно. Компьютер обязан распознавать и такие тонкие моменты, иначе грош ему цена.

Исследователям помогал программный комплекс от IBM Tone Analyzer от IBM. Тот препарирует тексты по трем базовым параметрам: эмоциональный, языковой и социальный. В каждом из них куча своих внутренних характеристик, которым можно дать оценку от нуля до единицы, чем машина и занималась.

Простой пример — первая строка песни Queen «We will rock you» — «Buddy you’re a boy make a big noise, playin’ in the street gonna be a big man some day» («Чувак, от тебя много шума, когда ты играешь на улице, тебя ждет большое будущее!»). По версии Tone Analyzer, посыл этой строки приятен на 0,64 балла, у него 0,85 балла экстравертности, но также текст слегка устрашает — на 0,39 балла. Отторжения и грусти — почти ноль, 0,07 балла.

Суммарно по итогам выяснилось, что с 50-х годов прошлого века и по наши дни злоба в песнях неустанно росла (с маленьким спадом в 1982—1984 годах). С 90-х годов количество агрессии возрастало существенно резче. Чувство печали и страха также нарастали все это время, пусть и не столь активно.

Вряд ли в этом стоит винить музыкантов — речь, скорее, о предпочтениях слушателей, ведь это они поднимают песни в хит-парады. И кто знает, может, мы с тобой доживем до того великого момента, когда из эфира исчезнет последняя песня про любовь!

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения