12 лучших композиторов кинематографа

На самом деле их — даже самых лучших композиторов — гораздо больше. Однако этот список — стартовая точка, с которой будет проще разглядеть и расслушать всех остальных.

Кадр из фильма «Клоуны» (1970), где использована музыка Нино Рота

Итак, мы собрали двенадцать импортных (необязательно голливудских) композиторов, чей вклад в создание великого фильма порой был не меньше, а зачастую даже больше, чем у сценаристов или актеров. Как много фильмов мы узнаем с закрытыми глазами, просто заслышав вступительную тему! И это лишь самая простая разновидность композиторского чуда.

Что касается советских композиторов, то их так много любимых, что MAXIM решил посвятить им отдельный материал.


Лучшие иностранцы

ДЖОН УИЛЬЯМС (1932)

Уроженец Нью-Йорка сколотил на музыке громадный капитал, который и многим стадионным рок-звездам не снился. На его счету, наверное, половина из всех киномелодий, которые люди могут насвистеть при одном упоминании фильма: «Звездные войны», «Челюсти», «Индиана Джонс». Музыкальные темы Уильямса из «Один дома» и первых трех «Гарри Поттеров» ты бы, наверное, насвистеть не отважился, но все равно приятные вещи.

ЭННИО МОРРИКОНЕ (1928)

Этот итальянец — главное сокровище для любителей насвистывать. Морриконе, наверное, единственный из экранных композиторов, чьи музыкальные записи активно покупают люди даже без кинематографических интересов, чисто музыки ради. Знаковые работы: «Хороший, плохой, злой», «Нечто», «Однажды в Америке», «Неприкасаемые». И массовые взносы в европейское кино — от Бертолуччи до Ардженто. Любимец Тарантино.

ДЖЕРРИ ГОЛДСМИТ (1929-2004)

На диво плодовитый калифорнийский еврей: в эпоху расцвета видео (1980-1990-е) его имя маячило в титрах чуть ли не каждой второй голливудской ленты. «Гремлины», «Полтергейст», «Основной инстинкт», три «Рэмбо». И даже сам «Чужой» тоже его рук дело.

ГЕНРИ МАНЧИНИ (1924-1994)

Автор музыки более чем к пятистам кино- телефильмам. Многие его мотивы ты слышал в жизни миллион раз, просто не подозревал, кто же их автор. Его музыка звучала в фильмах «Завтрак у Тиффани», «Розовая пантера», «Полуночный ковбой», «Шарада», и это еще не считая сериалов вроде «Питер Ганн», из которых, собственно, сейчас только музыку все и знают.

ГАНС ЦИММЕР (1957)

Немец Ганс в шоу-бизнес вошел не как прочие герои этого эссе. Он начал сотрудничать с нововолновой группой The Buggles и даже виден в их знаменитейшем клипе «Video Killed the Radio Star», с которого начался канал MTV. И хотя поп-музыкой он страдал недолго и все 1980-е посвятил кино, лишь в 1988 году его «заметили» — после работы над «Человеком дождя». Сейчас он велик, знаменит, и с его именем связаны проекты «Король Лев», «Гладиатор», «Темный рыцарь», «Симпсоны в кино» и «Пираты Карибского моря».

АЛАН СИЛЬВЕСТРИ (1950)

Любимец режиссера и продюсера Роберта Земекиса родом из Нью-Йорка. Неудивительно, что ты слышал мотивы Сильвестри в трилогии «Назад в будущее». И «Форреста Гампа» ты точно видел. И «Мстителей» — наверняка. Но для выходцев из эпохи видео он останется композитором жуткого «Хищника» и комедии «Кто подставил кролика Роджера». И трилогии «Назад в будущее» — мы уже писали об этом, но что помешает сделать это еще раз?

ДЖЕЙМС ХОРНЕР (1953-2015)

Может, уже не столь узнаваемое и вдавленное в мозг зрителя имя, как предыдущие герои композиторского фронта. Но калифорниец Хорнер в музыке старательно донес до нас атмосферу фильмов «Титаник», «Аватар», «Коммандо», «Чужие» и «Храброе сердце».

ГОВАРД ШОР (1946)

В этом случае ассоциация первого порядка — «Властелин колец». Любителям авангарда он запомнился совместной работой с фри-джазменом Орнетом Коулманом для фильма «Обед нагишом». Канадец Шор вообще многие десятилетия был практически штатным композитором для режиссера Дэвида Кроненберга, а это, согласись, сильная карта. Из проектов, не связанных с Кроненбергом или Джексоном, надо напомнить следующие: «Молчание ягнят», «Эд Вуд», «Семь» и целая пачка картин Скорсезе, включая «Отступников» и «Банды Нью-Йорка».

НИНО РОТА (1911-1979)

Звуковая половинка Феллини и Висконти — итальянец Рота создал также один из самых знаменитых саундтреков в истории Голливуда — две части «Крестного отца». Как и многие другие композиторы из списка, Рота не зацикливался на кино и баловал слушателей операми, балетами и камерными произведениями.

БЕРНАРД ХЕРРМАН (1911-1975)

Очередной герой нашего списка — уроженец Голливуда, чья фамилия тебе попадется на глаза, когда ты в пятнадцатый раз сядешь пересматривать «Психоз» Хичкока. Впрочем, сойдет и «Головокружение» или «К северу через северо-запад». Бернард успел поработать с самим Орсоном Уэлсом («Гражданин Кейн»), застал Скорсезе, снимавшего великого «Таксиста». Тот фильм и стал последней работой Херрмана. Да-да, даже великие композиторы иногда умирают.

ВАНГЕЛИС (1943)

Формально говоря, грек Эвангелос Одиссеас Папатанасиу, то есть Вангелис, не является порождением киноиндустрии. Он музыкант и сам по себе тоже, один из пионеров прогрессивной электроники. Тем не менее его дорожки к кинофильмам в народе расходятся куда живее, чем самостоятельные работы. Из главных — «Бегущий по лезвию», «1492: Завоевание рая», «Огненные колесницы».

БЭЗИЛ ПОЛЕДУРИС (1945-2006)

Автор культового саундтрека к проходному фильму «Конан-варвар» — грекоамериканец Поледурис любил пышные формы музыки, но обходился с ними куда тоньше, нежели типовые голливудские композиторы. Он писал музыку к оригинальному «Робокопу», к картинам «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо», «Звездный десант», «Охота за Красным Октябрем». В широких массах он не столько раскручен, как Циммер или Уильямс, но, как только ты заведешь разговор о саундтреках с каким-то упертым и начитанным человеком, он тотчас проснется при слове «Поледурис».


Для справки

10 лучших саундтреков, по мнению Института киноискусства США

  1. Star Wars 1977 — John Williams

  2. Gone with the Wind 1939 — Max Steiner

  3. Lawrence of Arabia 1962 — Maurice Jarre

  4. Psycho 1960 — Bernard Herrmann

  5. The Godfather 1972 — Nino Rota

  6. Jaws 1975 — John Williams

  7. Laura 1944 — David Raksin

  8. The Magnificent Seven 1960 — Elmer Bernstein

  9. Chinatown 1974 — Jerry Goldsmith

  10. High Noon 1952 — Dimitri Tiomkin

Комментарии

2
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • А как же Майкл Найман и Эдуард Артемьев?