20 лучших фильмов вдохновленных книгами Лавкрафта

Большинство из этих лент сняты недорого, поставлены аскетично и требуют от зрителя особого мистического азарта, чтобы проникнуться концепциями и погрузиться в атмосферу.

Историческая справка

Если среди читателей завелся кто-то незнакомый с Говардом Лавкрафтом, придется пояснить. Это папа Ктулху. Писатель, придумавший так много страшных историй о Ктулху, Некрономиконе и межпланетных богах, что его с перепугу назвали классиком хоррора, посмертно.

Последняя волна

The Last Wave, Австралия, 1977

Выдающийся австралийский режиссер Питер Уир создал картину об апокалиптических видениях и о той роли, которую в судьбах Австралии могут сыграть древнейшие божества и духи, обитавшие на ее территории. Красивый, дождливый и пугающий отсутствием оптимизма этнический триллер.

Зловещие мертвецы

The Evil Dead, США, 1981

Классика демонического жанра от Сэма Рэйми в рядах киноманов славна еще и тем, что внедрила в сознание зрителей знание о «Некрономиконе», доселе доступное лишь ярым последователям культа Лавкрафта. Правда, надо учитывать тот факт, что само слово в фильме не звучит: «Книга мертвых» здесь зовется «Натуром Демонто». А название «Некрономикон Экс Мортис» озвучено только в следующих двух сериях трилогии.

Реаниматор

Re-Animator, США, 1985

Экранизация цикла коротких рассказов Лавкрафта и по совместительству один из самых мясных фильмов видеоэпохи. Надо признать, что истории о реаниматоре, воскрешающем мертвецов в морге, — не самые сильные писания в портфолио Лавкрафта, так что и от фильма особо много ждать не следует.

Это все же продукт своей эры, задорно смотревшийся в 1985 году, но сейчас вызывающий лишь легкое ностальгическое любопытство. Впрочем, если требуется нечто под пиво на Хеллоуин, то почему бы и не «Реаниматор»? Упомянем еще сиквел «Невеста реаниматора» (1989), который совсем далеко отошел от литературного первоисточника, но все равно заимел свою долю заслуженного успеха.

Извне

From Beyond, США, 1986

Буквально через год после успеха «Реаниматора» Стюарт Гордон показался на публике еще с одной экранизацией Лавкрафта, которая, однако, прошла почти незамеченной.

По сюжету ученые-авантюристы создают резонатор, открывающий портал в иные измерения, из них в наш мир просачивается всякая гадость, которая только и делает, что убивает, калечит и сводит людей с ума. Кино безнадежно устарело не то что сейчас, но уже через пару лет после выхода. Тем не менее это достойная внимания постановка сюжета Лавкрафта от команды честных и преданных авторов.

Гнездо пауков

Il nido del ragno, Италия, 1988

Малоизвестный и явно недооцененный итальянский хоррор, снятый в традициях и духе арджентовской «Суспирии». Ты увидишь, как исследователь-теолог прилетает из Далласа в Будапешт, чтобы изучить труды своего соратника, и тотчас попадает в сети древнейшего религиозного ордена.

С Лавкрафтом это кино объединяет идея некоего планетарного, интернационального божественного культа, который существует отдельно от всех остальных религий, идентичен во всех уголках мира и при этом остается абсолютной тайной для непосвященных.

Воскресший

The Resurrected, США/Канада, 1991

Без особого энтузиазма и искорки, но все же вполне удобоваримое кино, поставленное по одному из самых объемных трудов Лавкрафта «Случай Чарльза Декстера Варда». Случай не бог весть какой оригинальный, но дающий простор для устрашения зрителя: исследователь становится обладателем древних рецептов вечной жизни и начинает ставить крайне неприятные эксперименты в подвалах своего особняка. Как и полагается в каждом втором фильме по Лавкрафту, не обошлось без показа психиатрической лечебницы.

Хронос

Cronos, Мексика, 1993

Ранняя и не очень хорошо знакомая широкому зрителю картина Гильермо дель Торо демонстрирует его неудержимую тягу к лавкрафтовской мистерии и атмосфере. Недаром же дель Торо вот уже много лет носится с идеей поставить «Хребты безумия», но пока не обрел должного финансирования.

«Хронос» — фильм о том, как проклятый предмет порабощает даже самую сильную личность. Хотя сценарий писался с чистого листа, сей фильм — отличная возможность увидеть и прочувствовать, как бы выглядела постановка по любому среднестатистическому рассказу Лавкрафта в руках мастера экстра-класса. Очень атмосферно, живописно и совсем-совсем невесело.

В пасти безумия

In the Mouth of Madness, США, 1994

Один из самых мощных лавкрафтовских фильмов в истории кино, как ни странно, в своей основе полностью оригинален и не отсылает нас к какому-то конкретному из рассказов Лавкрафта. Скорее, это нечто вроде переосмысления его книг на экране оптом — всё и сразу.

Ленту ставил мастер этого дела Джон Карпентер, и по сюжету некий агент отправляется в богом проклятую глубинку, чтобы встретиться там с автором романов хоррор-жанра. Ну и, как водится, становится свидетелем апокалиптического ритуала, открывающего врата в иные измерения, населенные чудищами.

Дагон

Dagon, Испания, 2001

Лента режиссера Стюарта Гордона, который, наверное, живет в шкафу с книгами Лавкрафта: Гордон ведь в ответе за фильмы «Реаниматор» и «Извне», о которых речь шла выше. «Дагон» базируется на новелле «Тень над Иннсмутом», в которой яхту с туристами прибивает к мрачному городку, заселенному выродками.

Далее, как водится у Лавкрафта, героям предстоит крайне неприятное знакомство с доисторическими кровожадными морскими божествами. Исходный сюжет перелопачен очень изрядно, а вот решать, хорошо это или плохо, советую тебе самостоятельно, благо обойти этот фильм никак не удастся.

Мастера ужасов: Сны в доме ведьм

Masters of Horror: Dreams in the Witch-House, Канада/США/Япония, 2005

Эпизод из очень недурственного телесериала ужасов Masters of Horror. Если есть желание приобщиться к нему, попробуй особенно серию «Сигаретный ожог», поставленную Джоном Карпентером. Но в данный момент нас интересует эпизод «Сны в доме ведьм», основанный на повести Лавкрафта «Грёзы в ведьмовском доме», написанной в 1932 году.

Студент снимает комнатенку в обветшалой халупе, где в силу архитектурных обстоятельств происходит смыкание нашего мира с потусторонним измерением, откуда регулярно приходит ведьма и требует новых жертв. Серия не длинная, но свое дело знает, и кровавый отпечаток в сознании зрителя гарантирует.

Зов Ктулху

The Call of Cthulhu, США, 2005

Экранизация одного из основополагающих мифов Говарда Филлипса Лавкрафта выполнена в лаконичном и очень грамотном формате стилизации под старое немое кино. Режиссер старался, чтобы лента смотрелась так, будто снята в 1926-м — в год первой публикации новеллы «Зов Ктулху».

Книга бережно перенесена на экран с сохранением не только буквы, но и духа произведения. И это неудивительно, учитывая, что проект создавался при участии H.P. Lovecraft Historical Society — официального международного клуба лавкрафтоведов и ктулхопоклонников.

Последняя зима

The Last Winter, США, 2006

Люто холодный арктический триллер. Нам показывается история о том, как геологи добурились до тех слоев нефтяных захоронений (ведь ты же помнишь, что нефть — это доисторические останки флоры и фауны?), где покоились недружелюбные духи архидревних чудищ.

Кино неспешное и поначалу чрезмерно болтливое. Но к середине фильма фонтан словоблудия затыкается, и начинается старая добрая игра на выживание. И здесь еще есть актер Рон Перлман, которому достался очень неоднозначный персонаж.

Полуночный экспресс

The Midnight Meat Train, США, 2008

Вот она, загадка природы: почему этот фильм переводчики обозвали «Полуночным экспрессом», в то время как и оригинальное название, да и сам сюжет отсылают к мясницкому поезду. Основное действие происходит в метро, где в пустующих вагонах орудует непобедимый безмолвный мясник. Картина очень и очень кровожадная, хотя сюжет имеет склонность местами провисать. А подлинно лавкрафтовские идеи раскрываются лишь в самом финале, который заслуживает полуторачасового ожидания.

Закопанные

The Burrowers, США, 2008

Вестерн о том, как на Диком Западе белый человек принял столкновение с древними зловещими силами за обычные происки индейцев. Художественными достоинствами лента не блещет, но всегда приятно лишний раз задуматься о том, чему нас учил Лавкрафт: в этом мире есть существа многократно старее и сильнее любых цивилизаций.

Дорога из желтого кирпича

Yellowbrickroad, США, 2010

Несколько передержанная картина, которую было бы уместней утрамбовать в формат 40-минутного хоррор-сериала. В полном же метре эта история о том, как туристы-исследователи отправились в леса по проклятому пути и безуспешно ищут путь назад, утомляет чрезмерной монотонностью. Тем не менее этот триллер содержит пару идей и образов, которые запоминаются и надолго приводят зрителя в состояние лавкрафтовской безнадеги.

Цвет

Die Farbe, Германия, 2010

Небогатое немецкое кино по рассказу «Цвет из иных миров». Хороший пример реализации на экране драмы декаданса и умирания человека под воздействием неведомых космических сил. Посмотреть фильм стоит, но надо отдавать себе отчет в том, что даже намеков на экшен здесь не предполагается.

Хижина в лесу

The Cabin in the Woods, США, 2011

Яркий постмодерн, наколдованный лавкрафтовскими письменами и поставленный по сценарию Джосса Уидона («Мстители», «Миссия Серенити»). Хотя эта бодрая пародия на все кинохорроры разом не склонна настраивать зрителя на серьезный лад, все же финальные откровения выдают забористые отсылки к идеям протобогов, традиционно присущие мирам Ктулху и его друзей.

Шепчущий во тьме

The Whisperer in Darkness, США, 2011

Полотно от режиссера Шона Брэнни, того самого человека, что поставил немой «Зов Ктулху». Каноническая новелла «Шепчущий во тьме» нашла воплощение опять в черно-белой форме, но уже со звуком и полноценным хронометражем. Это история о том, как пришельцы вербуют землян, обещая раскрыть им дивные секреты

Вселенной, но при этом полностью подчиняют себе их плоть и разум. Стилизовалась картина явно под научную кинофантастику 1940-х —1950-х годов, отсюда несколько деревянная игра актеров, топорные декорации и спецэффекты. И в реестр лучших лавкрафтовских кинодостижений она попадает легко, пусть даже авторы позволили себе некоторые творческие вольности.

Европа

Europa Report, США, 2012

Ктулхофилы по каким-то своим сугубо религиозным причинам любят это кино, хотя на первый взгляд его связь с творениями Лавкрафта не очевидна. Я полагаю, что они воспринимают этот недорогой, предсказуемый и очень неторопливый фильм как некое путешествие на космическую родину Ктулху. История представляет собой видеоотчет о полете первой экспедиции на шестой спутник Юпитера, где, понятное дело, ничего хорошего их не ждет.

Секретный эксперимент

Banshee Chapter, Германия/США, 2012

Любопытнейший видеофильм, сотканный по мотивам уже упоминавшегося здесь ранее произведения Лавкрафта «Извне» (также известен как «Из глубин мироздания»). Картина повествует о том, как авантюристы из числа молодежи испытывают на себе секретные военные наркотики, после чего становятся объектом преследования тварей из параллельных вселенных.

Картина недорогая и малоизвестная, тем не менее принадлежит к числу наиболее качественных постановок в лавкрафтовском стиле. Особую изюминку сюжету придает образ полоумного писателя-фрика, явно списанный с Хантера С. Томпсона.

Комментарии

75
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • С прискорбием сообщаю, что имеется очень невежественная ошибка!!! Полночный экспресс снят по произведению Баркера!!! Уж не вводите в заблуждение нечитающую публику.
  • Ну тогда уж и Хижина в лесу снята по мотивам файлов SCP