Проект «Театр в кино», инициированный дистрибуторской компанией «Кино.Арт.Про» и телеканалом «Россия-Культура», ставит перед собой амбициозную культурно-просветительскую задачу создать единый театральный ландшафт — предоставить зрителям по всей стране возможность увидеть лучшие спектакли и пообщаться с их создателями очно или в формате телемоста. На большие экраны выйдут фильмы-спектакли, драматические постановки, балеты и оперы, уже получившие признание публики и критиков.
В афишу проекта в первую очередь войдут премьеры последних лет, специально снятые каналом «Россия-Культура» для большого экрана, а также золотая классика, которая ранее была недоступна к просмотру.
«Зрителям в регионах теперь не нужно будет специально ехать в Москву или Санкт-Петербург, чтобы посмотреть постановки ведущих театров. Для этого будет достаточно купить билет в кино на удобный сеанс. А для кинотеатров это прекрасная возможность дополнить свой контент и получить нового зрителя», — сказала министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.
Благодаря многокамерной съемке, профессиональному подходу к производству и высокому качеству записей зрители станут участниками театрального действия, увидят игру актеров, детали костюмов и масштабные театральные декорации крупным планом, ближе, чем из кресла в партере.
Любовь Платонова, телепродюсер, заместитель директора канала «Россия-Культура»: «Больше всего меня радует, что те, кто придут в кино посмотреть театральные постановки, увидят сценическое искусство крупным планом. Как правило, у зрителей нет возможности на сцене или даже на телеэкране полностью рассмотреть невероятные и вместе с тем важные детали, а в этом случае режиссеры выступают в роли невидимых проводников в прекрасный мир, который обычно остается скрытым для публики».
Презентация проекта и первая премьера в рамках его насыщенной программы — показ фильма-оперы «Пиковая дама» театра «Геликон-опера» — пройдут в киноцентре «Октябрь» 12 ноября.
Дмитрий Бертман, художественный руководитель московского музыкального театра «Геликон-опера», режиссер-постановщик фильма-оперы «Пиковая дама»: «Почему именно „Пиковую даму“ мы выбрали для съемок? Это особенная опера в русском репертуаре. Впервые с 1982 года, то есть фактически за 40 лет, опера превратилась в полнометражный художественный фильм, действие которого происходит в разных локациях, интерьерах и декорациях — не на одной сцене. Съемки проводились в исторической части театра „Геликон-опера“ — старинном особняке, до революции принадлежавшем княгине Евгении Федоровне Шаховской, и все его пространство на месяц превратилось в настоящий съемочный павильон!»
На первом этапе в проекте принимают участие 13 театров. В числе первых в рамках проекта «Театр в кино» зрители увидят музыкальные постановки Москвы и Петербурга: оперу «Севильский цирюльник» (реж. Александр Титель) и балет «Жизель» (в редакции Татьяны Легат) Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, «Стиффелио» театра «Новая опера» (реж. Екатерина Одегова), пластический спектакль «Реверс» Театра мюзикла (реж. Андрей Кольцов, Ирина Дрожжина), легендарный «Щелкунчик» в исполнении студентов и выпускников старейшей балетной школы в России — Академии русского балета им. А.Я. Вагановой (хореография В. Вайнонена).
Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой: «Я очень рад, что искусство нашей школы, которое вот уже 300 лет восхищает весь мир, станет доступно абсолютно в любом регионе. Наша школа — древнейшая хореографическая школа, которая подарила миру самое большое количество выдающихся хореографов и артистов балета. Я счастлив, что зрители в разных уголках нашей страны увидят „Щелкунчик“ в исполнении студентов Академии русского балета. Этот спектакль был нашим экспериментом, мы показывали его на сцене Кремлевского дворца съездов с голографическими декорациями. Он был снят в декабре 2022 года, и все исполнители главных ролей, тогда еще учащиеся, — сегодня артисты Большого, Мариинского и других ведущих театров».
Андрей Борисов, генеральный директор Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко: «Балет «Жизель» — безусловная классика, наш марочный спектакль. «Севильский цирюльник» в постановке Александра Тителя — пример тонкой ироничной режиссерской интерпретации знаменитого оперного сюжета. Классические спектакли, с одной стороны, и авангардные, с другой, — это лицо нашего театра, его эстетика, с которой мы хотели бы познакомить зрителя проекта «Театр в кино».