Записать звуковую дорожку не пойми к какому фильму — обычное дело даже для великих артистов. Например, у Pink Floyd в дискографии маячат аж два саундтрека — «More» и «Obscured by Clouds», но про эти фильмы в принципе сказать нечего, их попросту никто в глаза не видел (кроме фанатов режиссера Барбе Шрёдера). Поэтому у нас примеры более любопытные и общенародные.

10 фильмов, в которых музыка лучше, чем само кино

«Стрелы Робин Гуда», 1975

С ходу даже и не вспомнить, сколько кинофильмов Владимир Высоцкий освятил своими песнями. Это прекрасно. Хуже, когда невозможно вспомнить сам фильм. «Стрелы Робин Гуда» снимали как приключенческое кино для юношества по мотивам английских легенд. Смотреть тогда особо было нечего, так что и в кинотеатры народ потянулся, и по ТВ фильм ждали.

Высоцкий сам собирался в нем сняться, да не срослось, зато он сочинил шесть композиций. «Баллада о времени», «Баллада о любви», «Баллада о вольных стрелках»… Их-то и помнит народ, а вот откуда песни взялись — понятия не имеет.


«Женщина, которая поет», 1978

Кинодебют Пугачевой. Суперхит советского проката очень полюбили зрители и невзлюбили критики — с высоты сегодняшнего дня понятно почему. Алла Борисовна Пугачева там прекрасна, песни еще прекраснее, а фильма как такового не получилось: рутинный проход по лекалам музыкальной мелодрамы, сопли с мишурой. Убери песни — и все развалится. Зато самих песен полно: «Этот мир», «Песенка про меня», «Ты не стал судьбой»…

Нетрудно проверить себя, насколько ты все это помнишь. Пройди тест «Разбираешься ли ты в музыкальном творчестве Аллы Борисовны».


«Конан-варвар», 1982

Жил да был великий автор саундтреков Бэзил Поледурис, которого многие считают греком, что верно лишь частично: родился и умер он все-таки в США. Фанаты крутого пацанского кино считают его супермастером озвучки боевиков, и это верно. Поледурис творил музыку для фильмов «Робокоп», «Звездный десант», «Харли Дэвидсон и ковбой Мальборо».

Парадоксальным образом самый гениальный саундтрек был создан композитором для проходного кинофильма с тогда еще неизвестным Арнольдом Шварценеггером. Мы имеем в виду батальное фэнтези «Конан-варвар». Поледурис раскатал эпическую симфонию, за которую не было бы стыдно и Вагнеру с Чайковским.


«Сказка о звездном мальчике», 1983

Москвич Алексей Рыбников — первостатейный мастер в озвучке кино, может, самый великий из советской эпохи. «Приключения Буратино», «Через тернии к звездам», «Тот самый Мюнхгаузен», «Усатый нянь» — его рук дело. Но это все хорошие фильмы, а в его гигантском портфолио попадаются саундтреки и к картинам никакущим. При этом музыка остается на той же, рыбниковской, высоте. Тотчас вспоминается нудная и тоскливая сага «Сказка о звездном мальчике», в которой Алексей Рыбников переиграл весь остальной коллектив.


«Миссия», 1986

Один из своих лучших саундтреков Эннио Морриконе подарил кинокартине, которая была обречена стать великой. «Миссия» и в самом дел получила главный приз Каннского фестиваля и семь номинаций на «Оскар». Так почему же фильм почти никто не помнит? Да вот не прошла проверку временем утомительная драма о миссионерах-иезуитах XVIII века в Новом Свете. А саундтрек выстоял и захватывает куда сильнее.


«Ворон», 1994

Легендарнейшая картина 90-х является легендарнейшей скорее на словах, чем на деле. Во время съемок погиб Брэндон Ли, сын Брюса Ли, и от этого миф о фильме разросся до галактических масштабов. Само же кино не отмечено печатью гениальности. Чего не скажешь о саундтреке, в который вложились группы The Cure, Nine Inch Nails, Rage Against the Machine, Pantera и далее, далее, далее.


«Спаун», 1997

Вот что гремело в ларьках в конце девяностых. Продюсеры комикс-фильма не жалели денег ни на само кино, ни на раскрутку, ни на саундтрек. Идея для музыки и вовсе была гениальной: давайте возьмем все самые модные электронные группы и пусть они сыграют дуэтом с самыми крутыми металлическими группами.

В итоге здесь звучат на пару Korn и The Dust Brothers, Orbital и Metallica, The Prodigy и Rage Against the Machine, Marilyn Manson и Sneaker Pimps. Однако самый отвал башки — совместный дебош американцев Slayer и немцев Atari Teenage Riot, это незабываемо. А вот фильм никто смотреть не стал, только слушали.

«Девственницы-самоубийцы», 1999

Дебютная картина 27-летней Софии Копполы наделала шороху в кругах кинокритиков. А когда добралась-таки до массового зрителя, то не встретила аналогичного энтузиазма, все сочли ее скучноватой милой зарисовкой и принялись ждать от Копполы фильмов более содержательных (дождались).

Зато саундтрек зажил своей жизнью, ибо делался не абы кем, а моднейшим в то время французским электронным дуэтом Air. «The Virgin Suicides» и по сей день считается их лучшей пластинкой после «Moon Safari».


«Сумерки. Сага. Новолуние» и «Сумерки. Сага. Затмение», 2009-2010

Muse, Thom Yorke, Bon Iver & St Vincent, The Killers, The Black Keys, Beck, Vampire Weekend — кажется, что перед нами саундтрек к одному из лучших фильмов в истории цивилизации. Однако нет, это плейлист двух невыносимо чудовищных эпизодов эпопеи «Сумерки».

«Стиляги», 2008

Нарезки из ретромюзикла Валерия Тодоровского смотрелись настолько зажигательно, что хотелось бросить все и мчаться на сеанс. И только в зале ты понимал, что музыка тебя обманула, слишком она хороша в отрыве от кино.

Сама идея музыкального оформления отличная: берется шикарный шлягер прошлого и перепевается современными артистами. На этом этапе проблем не возникает. А вот когда полученную песню требуется втиснуть в колорит советских пятидесятых, то она начинает упираться руками-ногами и в фильм не влезает, не вписывается. Лучше бы все так и осталось набором гениальных видеоклипов.


Продолжает наш музыкальный марафон титанический труд нашего культуроведа: «10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему».