Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему

Музыка в советских фильмах звучала столь прекрасно, что восполняла собой дефицит спецэффектов и экшена.

24 августа 202334
10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему
В голове сразу заиграло: «Поpа-поpа-поpадуемся на своем веку, кpасавице и кубку, счастливому клинку» (композитор Максим Дунаевский, стихи Юрия Ряшенцева)

В музыкальной жизни СССР все было довольно сильно перемешано, и нередко музыку для кинофильмов сочиняли «большие» классические композиторы — Сергей Прокофьев и Альфред Шнитке. Точно так же и те композиторы, которые основную часть своей жизни посвятили кино, регулярно работали налево — могли и концерт вдруг выдать, и рок-оперу какую-нибудь, как Алексей Рыбников.

Мы искусственно ограничим этот список, сделаем его жестким: здесь будут именно те великие сочинители из Советского Союза, которые ассоциируются с музыкой из кинофильмов в первую очередь. Мультфильмы тоже считаются: в СССР существовала традиция сочинять для детей чуть лучше и креативнее, чем для взрослых.

На этом наш конферансье раскланивается с публикой. Начинается концерт!

10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему

10. Гия Канчели (1935-2019)

Уже по фамилии ясно, что достойный генацвале родился в Тбилиси (тогда еще Тифлис). Выучился на геолога, но характер у него был горячий, не нордический, поэтому Гия вскорости передумал заниматься суровой работой и отправился покорять консерваторию. Стал узнаваем после музыки к фильму «Мимино» (1977). Затем с тем же Георгием Данелией создавал «Паспорт» (1990) и две версии «Кин-дза-дза!» (1986 и 2013).

10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему

9. Исаак Дунаевский (1900-1955)

Или, как его иногда зовут, Дунаевский-старший. Родился в Полтаве, окончил Харьковское музыкальное училище. Писал оперетты, балеты. И все равно для советского зрителя он в первую очередь автор, с позволения сказать, саундтреков к блокбастерам «Веселые ребята» (1934), «Дети капитана Гранта» (1936), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938).

10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему

8. Владимир Дашкевич (1934)

Москвич дворянского происхождения. Само собой, что его отец был репрессирован. Сначала Дашкевич выучился на химика, однако что-то в итоге привело его в Гнесинку. Придумал мелодию, использованную в популярной телепередаче «В гостях у сказки». Озвучил «Бумбараш» (1971). Главный подвиг — музыка для сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979-1986) с Ливановым и Соломиным.

10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему

7. Микаэл Таривердиев (1931-1996)

Микаэл — армянин из Тбилиси, для СССР это было в порядке вещей. Окончил московскую Гнесинку. Написал грандиозное количество концертов, опер и балетов, но, несмотря на это, советскому гражданину запомнился в первую очередь обоймой фильмов самых разных жанров. Среди них — шпионский цикл про резидента (1968-1986), «Семнадцать мгновений весны» (1973) и наше главное новогоднее блюдо — «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975).

10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему

6.Андрей Петров (1930-2006)

Человек с самым простым именем и фамилией в нашем списке! Родился в советском Ленинграде и там же закончил училище имени Римского-Корсакова и консерваторию. Из ранних работ все знают «Человек-амфибия» (1961) и «Я шагаю по Москве» (1963). Но разве на этом он остановился? Смотрите и слушайте «Берегись автомобиля» (1966) и «Служебный роман» (1979) — и это будет только надводная часть титаника!

10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему

5. Эдуард Артемьев (1937)

Уроженец Новосибирска, выпускник Московской консерватории, постоянный автор музыкальных работ для Михалкова, Кончаловского и Тарковского. Благодаря ранним экспериментам с электронной музыкой стал одним из немногих советских кинокомпозиторов, чьи пластинки издавались в странах капитализма. Ключевые работы — «Солярис», (1968), «Сталкер» (1979), «Сибириада» (1979), «Родня» (1981).

10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему

4. Максим Дунаевский (1945)

Он же Дунаевский-младший. Нет, не однофамилец Исаака Дунаевского, а его сын. Родился в Москве и там же успешно окончил консерваторию имени Чайковского. Прославился песнями для фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», хотя многие из них написал гораздо раньше, для ТЮЗовского спектакля. Кроме «Мушкетеров» (1978) обязательно стоит услышать мультфильм «Летучий корабль» (1979), киномюзикл «Ах, водевиль, водевиль…» (1979) и в первую очередь, конечно, «Мэри Поппинс, до свидания» (1983).

10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему

3. Геннадий Гладков (1935)

Москвич из музыкальной семьи (что для Москвы не так уж и характерно, да простят нас москвичи). Окончил аспирантуру столичной консерватории. Знаменитым его сделал великий мультфильм и пластинка «Бременские музыканты» (1969) и продолжение 1973 года. Ты точно знаешь наизусть его темы из фильмов «Джентльмены удачи» (1971), «Обыкновенное чудо» (1978), «Формула любви» (1984) и культовый среди взрослых мультфильм «Голубой щенок» (1976).

10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему

2. Александр Зацепин (1926)

Уже не первый выходец из Новосибирска в нашем списке. Отслужив в армии, окончил консерваторию в Алма-Ате и устроился на студию «Казахфильм». После комедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965) музыка Зацепина стала визитной аудиокарточкой фильмов Гайдая, если можно так выразиться. Писал песни для Аллы Пугачевой. В общем, настоящий символ и столп советского масскульта — в хорошем смысле слова. Ключевые работы: «Бриллиантовая рука» (1968), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Земля Санникова» (1973).

10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему

1. Алексей Рыбников (1945)

Можно долго и бесплодно спорить, кто из композиторов самый талантливый, и взвешивать каждую ноту на весах. Однако что касается Алексей Рыбникова, то он любого переборет в категориях «разнообразие» и «изобретательность». Иногда кажется, что на месте Алексея мог бы быть целый союз композиторов.

Рыбников родился в Москве, здесь же окончил консерваторию с отличием. Из знаковых работ посоветуем «Большое космическое путешествие» (1974), «Приключения Буратино» (1975), «Усатый нянь» (1977), «Тот самый Мюнхгаузен» и, чтоб жизнь тебе никогда не казалась скучной, дикий рок-н-рольный мульт «Волк и семеро козлят на новый лад» (1975).

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения