Родня

Фордом Фрэнсиса назвали в честь автомагната Генри Форда. Мальчик ведь родился в Детройте!

На голливудских гиковских сайтах выращены генеалогические древа «клана Копполы»: все его дяди, внуки и прочие племянники, каждый второй из которых — преуспевший режиссер или актриса.

Скажем только, что отец Фрэнсиса — Кармайн Коппола — композитор, соавтор музыки ко всем «Крёстным отцам». Его сестра Талия Шайр снималась в том же «Крёстном отце» и еще в «Рокки». Ну а Николаса Кейджа и Софию Копполу даже представлять не надо.

Страшно вообразить, как весь этот легион работников кино ежегодно собирается на пасхальное семейное торжество.

Фото №1 - Фрэнсис Форд Коппола и интересные факты о нем
Николас Кейдж, Фрэнсис Форд Коппола, София Коппола и Элинора, супруга режиссера

О времена, о нравы!

Первыми фильмами Копполы были вовсе не криминальные драмы и военные трагедии. Ими стали эротическая 3D-комедия «Развлекающиеся девушки и коридорный» (Коппола там был режиссером на подхвате) и черно-белый хоррор «Безумие-13», который обожали крутить в 90-е в российском телеэфире.

Работая над картиной «Безумие-13», Фрэнсис Форд познакомился с декоратором Элинорой. Они встречались-встречались на работе, пока подруга вдруг не забеременела. Фрэнсис и Элинора вместе решили, что отдадут незапланированного ребенка на усыновление. Однако что-то или кто-то заставил их передумать — влюбленная парочка оперативно скаталась в Лас-Вегас, чтобы жениться. На дворе был 1963 год.

Фото №2 - Фрэнсис Форд Коппола и интересные факты о нем
«The Bellboy and the Playgirls», 1962

Русский след

В начале 60-х Коппола брался почти за любую работу, ибо с колоссальным трудом выживал на крохотные деньги — порядка 10 долларов в неделю. «Безумие-13» он снимал для великого треш-продюсера Роджера Кормана. И он же подкинул Копполе другую любопытную халтурку — адаптацию советского фильма!

Роджер Корман задумал запустить в американский прокат фантастический кинофильм «Небо зовет», его в 1959 году сняли советские режиссеры Александр Козырь и Михаил Карюков. Только картину планировалось кардинально перемонтировать и кое-что переснять, чтобы она перестала быть похожей на русское кино. Значительную часть этого неблагодарного труда и взвалили на Фрэнсиса Форда Копполу.

Изувеченная кинолента прокатывалась в американских кинозалах в 1962 году под названием «Битва за пределами Солнца».

Фото №3 - Фрэнсис Форд Коппола и интересные факты о нем
Фильм «Небо зовет», переименованный американцами в «Battle Beyond the Sun»

Человеки дождя

К концу 60-х Фрэнсис Форд обзавелся новыми друзьями из числа молодых перспективных кинобунтарей. Среди них был некий Джордж Лукас, который согласился стать ассистентом на съемках феминистической драмы «Люди дождя». Кино не то чтобы стало популярным, но Копполу заметили и записали в блокнотик все важные обитатели Голливуда.

И обязательно надо добавить, что «Люди дождя» послужили началом хорошей мужской дружбы между Копполой и Лукасом. На всю жизнь.

Фото №4 - Фрэнсис Форд Коппола и интересные факты о нем
«The Rain People», 1969

Рог изобилия

В 1970 году военная картина «Паттон» Франклина Шеффнера получила целый воз оскаровских статуэток. Одна из них досталась Копполе, потому что он был сценаристом.

Копполе статуэтка очень даже пригодилась. А вот исполнитель главной роли Джордж Кэмпбелл Скотт демонстративно не явился на церемонию за призом из-за идейных разногласий с киноакадемиками. Он стал первым отказником в истории «Оскара». Скотт называл «Оскар» двухчасовым мясным парадом. Да, когда-то это длилось всего два часа!

Фото №5 - Фрэнсис Форд Коппола и интересные факты о нем
Лукас и Коппола в работе

Директор мафии

Продюсеры наняли Копполу экранизировать бестселлер Пьюзо «Крёстный отец», когда не смогли договориться с мэтром Серджо Леоне. И сто раз об этом успели пожалеть: ни идеи, не методы, ни даже актеры Копполы категорически не устраивали студию. Режиссер круглосуточно собачился с начальством и практически весь фильм снимал под угрозой немедленного увольнения.

Кто победил в итоге, ты прекрасно знаешь. Забавно, что на церемонии полностью повторилась история с «Паттоном». Коппола получил статуэтку за лучший сценарий, а главный актер Марлон Брандо взять премию отказался и прислал вместо себя актрису и политическую активистку из племени апачей.

Фото №6 - Фрэнсис Форд Коппола и интересные факты о нем
На площадке «Крёстного отца»

Апокалипсис съемочных дней

Ну а про то, как Коппола и тот же Брандо снимали «Апокалипсис сегодня», до сих пор слагают легенды поэты и поют баллады бродячие менестрели. Если в двух словах, то весь процесс представлял собой череду стихийных бедствий, болезней, скандалов, увольнений и нескончаемого притока денег.

Когда сундук с деньгами окончательно опустел, Фрэнсис Форд Коппола заложил свой дом и вложил личные 7 миллионов долларов, чтобы прикончить этот проклятый богами долгострой до того, как вся съемочная команда сойдет с ума. Истощенные и замученные, они завершили съемку в мае 1977 года — после 238 дней полевых работ!

А впереди были еще почти два года постпродакшна и монтажа. Коппола собрался продавать машину и названивал внезапно разбогатевшему Джорджу Лукасу в поисках бюджета.

В общем, «Апокалипсис сегодня» имел все шансы стать его последним фильмом. К великому счастью, нет.

Фото №7 - Фрэнсис Форд Коппола и интересные факты о нем
Вооруженный бородой Коппола устраивает «Апокалипсис сегодня»