Ученые нашли новый человеческий орган «эксклюсома». Что это и для чего он нужен

На уроках биологии нам рассказывали о цитоплазме. Пора вспомнить, что это, чтобы понять, что за новую штуку ученые нашли в человеческом организме.

17 октября 202310
Ученые нашли новый человеческий орган «эксклюсома». Что это и для чего он нужен
Источник:

Unsplash

Наша иммунная система еще сложнее, чем нам казалось. Швейцарские ученые обнаружили, что ее поддерживает ранее неизвестный науке орган. Причем выполняет он довольно важную функцию — блокирует проникновение различных возбудителей в организм.

Что умеет новый орган

Открытый орган получил название «эксклюсома». Об этом пишут биохимики и молекулярные биологи из Швейцарии, статья которых появилась в журнале Molecular Biology of the Cell.

Эксклюсома — это часть жидкой внутренней среды клетки человеческого организма, которая называется цитоплазмой. Ученые выяснили, что ДНК человека содержится не только в клеточном ядре, как мы привыкли считать после школьных уроков биологии, но и в этой жидкой среде: там плавают разрозненные фрагменты генетического материала.

Биологи поначалу не могли понять, как эти кусочки ДНК могут существовать вне клеточного ядра и на чем они удерживаются в цитоплазме. Оказалось, им помогает эксклюсома. А еще этот микроорган занимается тем, что изолирует чужеродную, вирусную или бактериальную ДНК, которая проникла в клеточную цитоплазму. Именно эксклюсома блокирует его, не давая попасть в ядро и заразить человека.

Ученые уверены, что эксклюсомы — это часть древней защитной системы генома человека, появились они задолго до того, как человеческий организм и его клетки начали усложняться.

Вероятно, эти мини-органы влияют и на развитие аутоиммунных заболеваний, ведь они в том числе надолго задерживают генетический материал вирусов и бактерий в цитоплазме, заставляя иммунитет реагировать снова и снова. Таким образом, это открытие может помочь ученым в будущем научиться лечить аутоиммунные заболевания.