Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

История одной фотографии: испытание машин на крыше завода Fiat, 1928 год

Вот так в 1920-е выглядела крыша самого прогрессивного автомобильного завода в мире.

14 ноября 2020
История одной фотографии: испытание машин на крыше завода Fiat, 1928 год

Если дать человеку бумагу, ручку и попросить его написать ассоциации со словом «завод», он, скорее всего, напишет: грязный, некрасивый, шумный, промзона (разумеется, после того, как спросит: «Кто вы такой, откуда у вас бумага и ручка и с чего я вообще должен что-то писать?»).

Но итальянский архитектор Джакомо Матте-Трюкко всего одним зданием изменил этот ассоциативный ряд. Он построил автомобильный завод, о котором сам Ле Корбузье отзывался как об «одном из самых впечатляющих творений в индустриальном строительстве».

Здание завода, строительство которого началось в 1916-м и завершилось в 1923 году, принадлежало автомобильной компании Fiat и располагалось в районе Линготто итальянского Турина. Пятиэтажное здание стало самым большим автомобильным заводом в мире, на котором машины Fiat (в том числе легендарная модель Fiat Topolino) проходили все этапы сборки.

На последнем этапе автомобиль выруливал на крышу завода. На крыше находился трек для тестирования собранных моделей: они ездили по кругу, пока инженеры и водители не убеждались в полной исправности механизма. То есть завод был, с одной стороны, функциональным, а с другой (особенно сверху) — стильным.

Заводская идиллия кончилась в 1970-е годы. Завод к этому моменту устарел идеологически: изменилась система сборки автомобилей, а перестроить под нее конструктивистское здание не представлялось возможным. Но вот так просто взять и снести такую красоту не поднимался бульдозер.

Проблему решили креативным способом. В 1982 году, после закрытия завода, был объявлен конкурс по переквалификации здания. В итоге победил проект, предполагавший переделку завода в культурно-торгово-развлекательный центр. Работы были завершены в 1989 году. В память о славных автомобилестроительных днях в восточном крыле здания располагается автомобильно-инженерный факультет Политехнического университета Турина.

А трек на крыше так и остался треком. Более того, на нем периодически проводят соревнования, например на мопедах. Так что, если вдруг судьба занесет тебя в Турин, поблагодари ее и беги на бывший завод Fiat. Там есть на что посмотреть.

Обычно в рубрике «История одной фотографии» мы ограничиваемся одной фотографией: название обязывает. Но в этот раз мы отступим от своих правил, уж очень не хочется лишать тебя конструктивистских черно-белых видов завода Fiat в Линготто. Приятного ретропросмотра.

+1
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения