Алкогений: Джексон Поллок

Лидер абстрактного экспрессионизма Джексон Поллок — гордость Америки, икона и бренд, эквивалент кока-колы и Микки-Мауса в мире искусства.

Поллок изобрел новое направление в живописи — технику разбрызгивания краски, стекающей каплями на расстеленный на полу холст. Бэд Хопкинс говорил о нем: «Он был единственным великим американским художником. И если вы представите себе такого человека, то поймете, что прежде всего он должен быть настоящим американцем, а не натурализовавшимся европейцем. Он должен иметь качества американца, в идеальном случае - молчаливым и лучше всего ковбоем. И ему должен быть позволен великий американский порок, порок Хемингуэя, — пьянство».

Пол Джексон Поллок родился 28 января 1912 года в городке Коди, штат Вайоминг. Вскоре после этого события его семья уехала оттуда и долго колесила по стране, так как отец Пола не мог найти постоянной работы. Когда Полу исполнилось одиннадцать, родители остановились в Аризоне. Мальчик рос угрюмым интровертом.

В ранней юности он увлекся мистикой — прежде всего учением Джидду Кришнамурти — о свободном интуитивном «излиянии» личности. Джексон дополнил излияния возлияниями. Индивидуальную художественную манеру Поллок обрел в лечебнице для алкоголиков: там он запоем читал Фрейда и Юнга, делал наброски своих кошмаров и измененных состояний.

Эти экспрессивные абстракции и сюрреализм пришлись по вкусу критикам. Он быстро стал знаменит, его выставки имели большой успех, но картины не продавались. Поклонники классики ахали: «Лучше атомная бомба, чем Джексон Поллок».

Стремительно прославившись, Поллок стремительно же и угас. В начале 1950-х он переживает кризис, утешаясь алкоголем. Его работы становятся темнее, а затем из них вообще исчезает цвет: он использует только черную краску.

За три года до смерти Поллок отходит от «живописи капельницей» и начинает наносить краску в основном кистью, по старинке. А затем вовсе перестает писать, и его окончательно смывает спиртовой поток.

При жизни Поллоку не удалось продать практически ни одной работы. Однако после смерти галерея продала все его картины, даже те, которые не были закончены. О художнике были сняты два документальных фильма и биографическая драма «Поллок», а его картина «Номер 5» в 2006 году ушла за 140 миллионов долларов, став самой дорогой в мире.

Гений против употребления

1930—1935 Дважды исключен из Высшей школы прикладных искусств в Лос-Анджелесе. Работает в рамках государственной программы помощи неимущим художникам: чистит памятники, расписывает здания.

1936—1939 Лишается работы из-за пьянства, что усугубляет загул. Арестован за нарушение общественного порядка: в пьяном виде преследовал девушек на велосипеде. На несколько месяцев попадает в лечебницу для алкоголиков. Не излечивается, зато увлекается психоанализом, зарисовывает свои кошмары, в результате меняет художественную манеру.

1940—1944 Заводит роман с художницей Ли Краснер, та вводит его в авангардную тусовку. Знакомится с коллекционершей-миллионершей Пегги Гуггенхайм. Триумфально проходит первая персональная выставка. Снова уходит в тяжелый запой. Мочится в камин в галерее у Гуггенхайм.

1945—1950 Женится на Краснер. Пишет в новой технике «капельного письма». Самый плодотворный период. Попивает, но хочет завязать, для чего посещает клинику доктора Эдвина Хеллера в Хэмптоне. Доктор помогает практически полностью избавиться от зависимости. В 1950-м Хеллер погибает в автокатастрофе. Поллок снова начинает пить.

1950—1951 На венецианской биеннале картины Поллока вызывают восторги публики и критиков. Проводит пьяную зиму в Нью-Йорке. Однако пьяные выходки начинают постепенно отвращать от него поклонников.

1952—1955 Почти прекращает писать, отдавшись пьянству. Полиция находит его лежащим в отключке на улице. Начинается роман с натурщицей Рут Клигман.

1956 Ли Краснер оставляет Поллока. Художник, любивший в пьяном виде носиться по улицам на автомобиле, погибает в автокатастрофе. Было это несчастным случаем или самоубийством — не ясно до сих пор.

Собутыльник

Томас Бентон

Учитель Поллока, представитель американского регионализма, «антимодернист». Именно Бентон посоветовал Поллоку сменить имидж, стать «крутым ковбоем». Сам Томас Бентон сильно пил, ученик в этом ему не уступал.

Фото: Getty Images

Комментарии

6
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • бухаловка - светящийся тупик в конце тоннеля... на фиг все эти художества, коли не можешь соскочить с того, что мешает жить?