Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Почему немецкие летчики сбивали так много самолетов

Что не так с этой математикой?

29 октября 2023170
Почему немецкие летчики сбивали так много самолетов | maximonline.ru

Многие со школьных времен помнят про советских летчиков-асов времен Великой Отечественной. Иван Кожедуб лично сбил 64 вражеских самолета, стал трижды Героем Советского Союза, а впоследствии и маршалом авиации. Или вот Александр Покрышкин, тоже трижды Герой Советского Союза. Его именем, если верить советской пропаганде, пилоты люфтваффе пугали не только маленьких детей, но и друг друга. Общий счет Покрышкина очень впечатляет: 59 самолетов.

Александр Покрышкин рядом со своей «Аэрокоброй»
Александр Покрышкин рядом со своей «Аэрокоброй»

Только эти величественные цифры начинают резко блекнуть на фоне достижений немецких асов. В люфтваффе, согласно официальной статистике, было 104 летчика минимум с сотней воздушных побед! Минимум с сотней, если ты вдруг не понял! На вершине этой пирамиды утвердился Эрих Хартманн: топовый немецкий ас каким-то образом успел наколотить 352 самолета. Это вообще законно?

Эрих Хартманн (на фото слева), самый успешный летчик-истребитель в истории авиации. Если, конечно, верить официальной статистике…
Эрих Хартманн (на фото слева), самый успешный летчик-истребитель в истории авиации. Если, конечно, верить официальной статистике…

Сразу возникают вопросы. А еще сомнения. Либо немецкие летчики и немецкие самолеты на порядок превосходили советские, либо что-то здесь не так… И действительно, здесь что-то не так. У тотального доминирующего превосходства немецких летчиков по числу сбитых самолетов нет одного разумного объяснения. Зато есть много маленьких. 

Например, такое. Победный счет многих асов люфтваффе велся еще с Гражданской войны в Испании 1936 года. Правда, тот же Хартманн свой первый боевой вылет совершил только в 1942-м. А потом всего за два года этот безусый юнец каким-то образом станет главным асом в истории. Холмс, черт возьми, как?!

Важно понимать не только грандиозность цифры, но и то, как она подсчитана. Дело в том, что, в отличие от советских ВВС, в люфтваффе не разделяли индивидуальные и групповые победы. Вот смотри. Если три Ла-5 завалили «Фокке-Вульф», то каждый из пилотов получит по одной риске в графе «групповые победы». Если же пятерка «мессеров» сбила один Ил-2, то победу присудят кому-то одному. Возможно, самому опытному и самому результативному. А возможно, тому, кому это выгоднее с точки зрения пропаганды.

Другой момент. Немцы записывали в актив не только сбитые самолеты, но и воздушные победы. Это уже пространство для свободной трактовки. Допустим, пилот Ме-109 точно попал в условный Як-3, и это даже оказалось на пленке кинофотопулемета. Русский истребитель вышел из боя с дымком из мотора, отправившись на родной аэродром. Как расценивать такой эпизод?

Для люфтваффе это была воздушная победа. Хотя советский самолет вполне мог дотянуть до своих, благополучно приземлиться и после ремонта вернуться в строй. Согласно советской статистике, такие самолеты назывались подбитыми. Звезды на фюзеляже рисовали только за сбитый, полностью уничтоженный самолет. Да и то у наших пилотов были проблемы с подтверждением сбитых вражеских машин, особенно если они упали по ту линию фронта.

Двухмоторный Ту-2 у немцев шел за два самолета — по количеству моторов
Двухмоторный Ту-2 у немцев шел за два самолета — по количеству моторов

Или вот еще принципиальный момент. Немцы засчитывали не просто сбитый самолет, а сбитый самолет, умноженный на… количество моторов! Если истребитель Ла-5 — это одна победа, то сбитый Ту-2 — уже два килла. Смекаешь? Четырехмоторный Пе-8 — это уже четыре победы в одной. Хотя последние летали так высоко, что истребители до них не добирались. 

Такой подсчет вели не ради накрутки статистики. Точнее, не только ради нее. Согласись, с точки зрения пользы сбитый бомбардировщик, не донесший смертоносный груз до цели, куда важнее истребителя, который прихлопнули бесцельно крутящимся в воздухе. 

В люфтваффе, как и в других армиях мира, за сбитых противников полагались материальные бонусы. Для этого пилотам приходилось заполнять много бумажек, перечисляя все воздушные победы. Они, кстати, так и назывались — «заявленные победы». Надо ли говорить, что число заявленных и реальных викторий различалось в разы?

Могли ли быть ошибки при подсчете с советской стороны? Конечно, но в меньшей степени, учитывая не шедшие в зачет групповые победы, отсутствие надбавки за количество моторов и очень жесткие проверки по выплатам за уничтоженные вражеские самолеты.  

Выходит, если сложить увеличивающие коэффициенты асов люфтваффе и, напротив, заниженные (если сравнивать с немецкой системой) результаты летчиков советских ВВС, то разница в воздушных победах будет уже не такой огромной, если вообще останется. Окончательно же восстановить историческую справедливость сможет машина времени. И почему ее все никак не изобретут?

Комментарии170
под именем
  • Хваитит уже свистеть про две победы за двухмоторный самолет! Никогда такого не было на Восточном фронте! Было на Западном, да и то не так, как представлено в статье. Была система баллов для представления к награде и там, да четырёхмотроный считался за четыре балла. Балла! Не победы! Победа считалась одна. Сбить бомбардировщик, особенно В-17, было сложно и для поощрения пилотов была придумана система баллов. А потом уже советская пропаганда перевернула её с ног на голову! Якобы это и были победы.
  • ассы люфтвафе сбивали сотни самолетов танковые ассы геринга уничтожали сотни танков но черт возми их почему тогда мы взяли БЕРЛИН а не они дошли до урала какая тут арифметика
  • Какая бредовая ложь. Советские лётчики точно так же брали себе в личные счета групповые победы. Более того, такие победы распределяли и даже дарили коллегам - этот момент не раз отражён в мемуарах, изданных ещё при СССР. Ни на какое число моторов не умножали - этот миф имеет глубокие корни и связан вообще с другим моментом в ПВО рейха. На число побед он не влиял нигде. Что же действительно было причиной огромного количества побед? Высокий уровень работы наземных служб. Когда советские лётчики с трудом делали три вылета (Кожедуб писал про такое), немцы делали до 8, отдельные лётчики до 10-11 вылетов! Высокий уровень летчиков люфтваффе, даже новичков, которых не торопились бросить в бой. Советские лётчики даже просто по карте плохо ориентировались зачастую, группу всегда вёл самый опытный лётчик и главная задача остальных было не потерять его из вида. Какой уж тут воздушный бой. Из высокого уровня пилотов исходит и большая всепогодность. Люфтваффе не боялось летать при низкой облачности, а командиры РККА не могли рисковать своей высокой аварийностью и повышенной ответственностью за "саботаж". Абсолютное превосходство в воздухе советской авиации. Да, "господство немецкой авиации в первой половине войны" - миф. Во-первых, число советских истребителей всегда в разы превышало число немецких на восточном фронте, которые к тому же были собраны в одном месте, а не привязаны каждый к своей армии. Например, в январе 1944 у люффтваффе было всего 400 истребителей на востоке. Это на несколько тысяч советских... Поэтому каждый вылет немецких лётчиков имел высокий шанс на воздушный бой (и победы), а советские лётчики могли месяцами летать на задания и ни разу не вступить в воздушный бой. К этому стоит добавить и тактическую составлюящую - наземные войска очень нервно относились к немецкой авиации над головой, поэтому всегда требовали прикрытия, и советские истребители тратили время и ресурс на бесполезное и бесплодное патрулирование над передним краем, не имея права уйти куда-либо. У немецких лётчиков полётные задания были гораздо более гибкие, а состав небольших групп позволял лучше реализовать эффективные тактики воздушного боя.
  • Автор, корректнее с цифрами поступать надо!!! У Хартмана реальные 352 самолёта!!! На 22 июня у немцев было чуть более 4.000 самолётов! Из них, 300 с лишним были специализированные разведчики и 900 бомбардировщиков!!! А в СССР было 21.000 самолётов!!! Ну и кто сделал "прополку" советских ВВС!!! 22, 23, 24 и 25 должны были продержаться "под Минском" и все, ЛЮФТВАФФЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ БЫ!!! Но небо осталось за немцами, и 20.000 было сбито, ХОРОШО ЛЕТЧИКИ ПОЛУЧИЛИ НОВЫЕ САМОЛЕТЫ, но летчики иногда по 7-8 самолетов меняли, ЕСЛИ В РУБАШКЕ РОДИЛИСЬ!!! Вот так и получилось 352 самолёта Хартмана, когда его сбили, он получил 10 лет лагерей, "за огромный вред НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ, интересная форморуливка!!!
  • когда поисковики находят незахороненных солдат, то на 8 наших приходится 1 немецкий........ вот так и победили...... так и Берлин взяли...... вот так относились (и сейчас относятся), и во все времена все руководители этой страны к простому народу......
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения