Словосочетание «Нюрнбергский процесс» сегодня стало уже практически нарицательным, и что он из себя представлял, знает любой мало-мальски образованный человек. Это процесс, на котором после Второй мировой войны судили фашистских преступников и их приспешников. Но мало кто знает, какую роль в процессе сыграла кинохроника.

Фото №1 - Как кинохроника помогла осудить нацистов на Нюрнбергском процессе
Кукрыниксы «Обвинение»

Вот как все было.

Первый процесс (их была целая серия) открылся 20 ноября 1945 года.

Международный военный трибунал (МВТ) составляли восемь судей из четырех стран Антигитлеровской коалиции: СССР, США, Великобритании и Франции.

Устав МВТ принимали незадолго до этого, 8 августа 1945 года, специально для того, чтобы судить крупнейших лидеров рейха.

Союзники не без оснований предполагали, что обвиняемые будут затягивать процесс. Так оно и случилось. Подсудимые либо выступали в жанре «А судьи кто?», пытаясь доказать, что правительства Антигитлеровской коалиции вели себя не лучше; либо утверждали, что во всем виноваты исключительно умершие к тому моменту Гитлер, Гиммлер и Гейдрих; либо, хлопая глазами, заявляли, что вообще не в курсе никаких преступлений.

Одной из главных улик обвинения стала кинохроника, снятая самими же фашистами. И это был первый прецедент в истории, когда киноматериалы были использованы в суде. Собственно, пункт об этом был внесен в тот самый Устав Международного военного трибунала специально для этой цели. Статья 19 гласила: «Трибунал может допускает любые доказательства, которые, по его мнению, имеют доказательную силу».

Фото №2 - Как кинохроника помогла осудить нацистов на Нюрнбергском процессе

Американцы переоборудовали зал суда: был установлен кинопроектор и экраны.

29 ноября в рамках процесса показали фильм «Нацистские концентрационные лагеря», авторы которого под присягой заявили, что все, снятое ими, не являлось постановкой.

Фильмы демонстрировались так: в зале суда выключали свет, освещались только лица подсудимых. Тут же в зале находились специальные эксперты-психиатры, которые фиксировали эмоции подсудимых во время демонстрации фильма.

10 декабря был показан второй фильм — «План нацистов», собранный исключительно из немецких материалов. Оригинальность и аутентичность видео подтвердила автор «Триумфа воли» режиссер Лени Рифеншталь, специально вызванная для этого в Нюрнберг.

Советская сторона узнала о том, что на процессе уликами станут фильмы, вместе со всеми, когда 20 ноября об этом в зале суда объявил американский обвинитель Роберт Джексон. Фильм «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков» был смонтирован за месяц и представлен на 62-й день трибунала. Режиссером стал Роман Кармен. Примечательно, что сам он в это время находился в Нюрнберге — снимал кинохронику процесса и руководил работой над фильмом по телефону.

Фото №3 - Как кинохроника помогла осудить нацистов на Нюрнбергском процессе

Фильм о Нюрнбергском процессе стал частью проекта о фронтовых операторах «Как снимали войну». Ролик опубликован на канале сайта «Кино-театр.ру».