15 актрис, игравших по-настоящему крутых героинь, когда это еще не было мейнстримом

Эти актрисы не раз заявляли всему миру, в чем и в ком сила. Они неоднократно входили в горящую избу, останавливали коней, а заодно задавали жару инопланетянам, распоясавшимся богам и гангстерам.

Мужчины где-то с XVI века называются сильным полом, а женщины — слабым (или нежным, выражение-то переводное), но это клише возникло скорее для самоуспокоения. И пусть сила традиционно противопоставляется красоте, эти актрисы умудрились совмещать.

Кстати, в русском языке женщин стали называть «слабым полом» только со второй половины XIX века. Остановка коней на скаку была более характерной ролевой моделью.

Примерно раз в год, когда проваливается очередной боевик с вроде как «сильными женскими персонажами», некоторые участники съемочного процесса в очередной раз говорят о неготовности общества к фильмам про сильных женщин, зрительском шовинизме, невозможности снять кассовое кино без сексуальной объективации (например, такой невероятно успешный прием, когда героини ходят в кожаных доспехах, напоминающих бикини и примерно так же защищающих, а периодически и без них) и прочих проблемах полового неравенства.

Разумеется, это очень убедительный довод, особенно для современного зрителя.

Несложный поиск обычно дает несколько десятков уже ставших классическими сильных образов, даже если мы сузим круг поиска только до приключенческих фильмов и сериалов, отбросив драмы и прочие скучные фильмы с кучей премий и рекомендаций от зануд.

Тем не менее не все так просто и однозначно.

В свое время легендарная гонконгская студия Shaw Brothers очень четко сформулировала причины, по которой братья Шо наводнили азиатский рынок боевиками с «сильными женщинами» в главных ролях. Эти женщины были абсолютно правильными, верными, они были идеалом для подражания, причем идеалом именно для традиционного патриархального общества. То, что дама могла вырвать глаза врагу, попутно отдубасив десяток злодеев помельче, не отменяло ее главных качеств: верности, чувства долга и личное достоинство.

Дело было не в физической силе или слабости персонажа, не в том, сколько мужчин эта женщина могла победить или на сколько умнее мужчин она была. С этим проблем не было.

Проблема была именно в отсутствии права изменить свою жизнь самостоятельно и в любой момент, права на условную ошибку и на слабость без обвинения во всех грехах. Эти женщины символизировали семейные ценности, как бы это забавно ни звучало в сочетании с окровавленным мечом в руках у символа (что там про семейное насилие в Китае эпохи империй?).

Но кому нужны эти абсолютно бесполезные споры о том, кто равнее и что правильно или неправильно при изображении персонажа?

Все мы знаем, что персонаж либо крут, либо нет и мерило крутости не имеет половых предпочтений. В расчет берется исключительно итоговый результат, зависящий от режиссера, актрисы (раз уж мы про них), хореографов, каскадеров (ох, как это важно) и сценариста, хотя в некоторых жанрах сценаристы даже не появлялись… И, кстати, это фильмы вполне себе детские, во всяком случае взрослым их смотреть уже сложновато. Но обо всем по порядку.

Порядок актрис не имеет никакого рейтингового значения, да и перечень далеко не исчерпывающий.

Линда Хэмилтон / Сара Коннор

«Терминатор 2: Судный день»

Ее персонаж настолько сильный и продуманный, что, пожалуй, его одного достаточно, чтобы показать изготовителям ширпотреба, что такое сильная женщина во всех смыслах, победившая Терминатора и тех, кто держал ее в психушке (еще вопрос, что на самом деле сложнее).

Описывать его долго смысла нет. Если смотрели, сами знаете. Если не смотрели — это однозначная рекомендация к просмотру (хотя как можно не посмотреть «Т2»?).


Сигурни Уивер / Эллен Рипли

«Чужой», «Чужие», «Чужой-3», «Чужой-4: Воскрешение»

Член клуба «выше 180 см». У Элен Рипли (и по странной случайности у Сигурни Уивер) рост 182 см. Она была на голову выше всех инопланетян и доброй половины съемочной группы, даже если садилась на корточки (ох уж эта страсть фантастов 70-80-х к карликам в массовке! Или это не там?).

То, что персонаж продержался целых четыре фильма цикла «Чужие», в отличие от большинства других персонажей, ставит Рипли вне конкуренции.

Тут даже обсуждать нечего. Шварценеггер только одного «Хищника» победил. А Хищник супротив Чужого, что плотник супротив столяра,  а уж Рипли этих Чужих… только что не стамеской. Уивер сыграла массу других сильных образов, но Рипли самый узнаваемый.


Дженетт Голдстин / рядовой Васкез / мачеха Джона Коннора

«Чужие», «Терминатор-2: Судный день»

Фильм «Чужие» добавил в нашу копилку еще одного персонажа — девушку с крупнокалиберным пулеметом наперевес.

Да, рядовой Васкез — персонаж эпизодический, но сыграла культовость как всего цикла, так и непосредственно второй части, и персонаж вышел на загляденье.

На фестивалях, посвященных комиксам и фантастике, обычно нет-нет да пройдет мимо пара таких «рядовых». Впрочем, приемная мать Джона Коннора в «Терминаторе-2» тоже крута, ее «прокачанная» версия, разумеется.

Дженетт Голдстин потом запустила производство бюстгальтеров больших размеров. Уж не знаем, как это связано с крутизной персонажей, но, наверное, есть связь.


Люси Лоулесс / Зена

«Зена — королева воинов»

Вернемся в стародавние времена с той самой объективацией… Той, да не той.

Кстати, на самом деле «Xena» произносится англоговорящими актерами как «Зина» (это несложно проверить на любом видеоресурсе с оригинальной дорожкой), но понять локализаторов можно. Зина — королева воинов? В России? А слоган тогда — «Ты, Зин, на грубость нарываешься»? Зинаида Зевсовна, а можно мы сдадимся и выйдем? Так что во всем виноват Высоцкий. Ну не клишированное же восприятие имени.

Зена/Зина задумывалась сценаристом Джоном Шулианом для телесериала «Удивительные странствия Геракла» в качестве отрицательной героини, но зрителям она понравилась и продюсеру Сэму Рэйми тоже. Так эпизодический персонаж обзавелся своим сериалом «Зена — королева воинов», который продержался шесть сезонов.

Кстати, персонажа прописали очень неплохо, и объективация в сериале, скорее, пародируется.

Кожаные доспехи на симпатичной актрисе все-таки присутствовали, но она вполне правдоподобно демонстрировала свою спортивную подготовку и вокальные данные. Достаточно один раз услышать ее боевой клич… или не один раз.


Грейс Джонс / Зула / Мэй Дэй

«Конан-разрушитель», «Вид на убийство»

В «Конане-разрушителе» собрали харизматичных мужчин: тут и Шварценеггер, и легендарный баскетболист Уилт Чемберлен и не менее легендарный рестлер Андре Гигант (хотя его самого можно увидеть без грима и опознать только на фото со съемок). Если кто и мог составить им конкуренцию, так это Грейс Джонс в образе воительницы Зулы. Ей как-то сразу веришь, что может.

Затем Джонс появлялась и в роли злодейки в бондиане, и в ироничной версии самой себя в комедии «Бумеранг», но Зула была круче всех.


Кэрри Фишер / принцесса Лея

«Звездные войны». Эпизоды 4-6

Это, пожалуй, немного спорный персонаж. Всему виной сцена в шестом эпизоде на корабле Джаббы Хатта. В массовой культуре принцесса Лея наполовину та самая девушка с бубликами на голове и советским спортивным пистолетом в руках, но на оставшуюся половину она в золотом бикини с цепью на шее. Косплееры не дадут соврать.

В любом случае, несмотря на этот визуальный ряд, принцесса Лея — это сильный женский персонаж (собственно, этой цепью она Джаббу Хатта и…).

 Синтия Ротрок / инспектор полиции из Великобритании

Это широкое обозначение амплуа, под которым Синтия Ротрок, пятикратная чемпионка мира в пхумсе и показательных выступлениях с оружием, появлялась в гонконгских боевиках, в том числе и в главной роли. Пусть вас не смущает отсутствие контакта в соревнованиях, которые она выиграла. По этой же причине там отсутствует деление по весу и полу, то есть побеждает самый техничный спортсмен или спортсменка в мире, а не лучший среди однополых соседей по весам.

Ротрок — американка, так что акцент мог бы выдать несоответствие, но для гонконгских кинематографистов это значения не имело, все равно своим голосом она в фильмах не говорит. То, что она произносила по роли, дублировали на китайский (без особой привязки к смыслу того, что она говорила на самом деле), а затем фильм с китайского уже дублировался на английский (в том самом стиле, который читатели постарше помнят по шуткам Майкла Уинслоу из «Полицейской академии»).

За пределами Гонконга ее кинокарьера особо не сложилась, последние роли, в том числе в фильмах российских режиссеров, это только подтверждают.

Зато никто не мешает пересмотреть фильм «Убийцы полицейских» (он же «Да, мадам»), который стал дебютом и путевкой в жанр для нее и для Мишель Йео, или отличный «Зло во благо» (он же «Над законом»), где она в одной из сцен сходится в поединке с Карен Шеперд, другой американской чемпионкой по карате.

Мишель Йео  / инспектор Джессика Янг

Инспектор Джессика Янг ругами и ногами доказывает, что руки и ноги инспектора Янг — это самые надёжные и опасные правоохранительные органы Китайской Народной Республики. И если бы не она, то инспектору Джеки, то есть Кевину Чану (но кто из нас при просмотре цикла «Полицейская история»  называл его Кевином хоть раз?), не удалось бы победить мафию… и поссориться со своей девушкой… опять.

Мишель Йео спортивных титулов не имеет, но мало кто усомнится в ее подготовке. Мисс Малайзия, отказавшаяся от балетной карьеры из-за травмы позвоночника, отказавшаяся от карьеры модели после предложения сниматься в боевиках студии Golden Harvest, отказавшаяся от кинокарьеры после свадьбы, а после развода вернувшаяся в кино (как это не соответствует стандартам братьев Шо!).

Сегодня у Мишель Йео много узнаваемых ролей, в том числе и в голливудских фильмах, но именно «Полицейская история — 3. Суперполицейский» вернула ее на большой экран и сделала узнаваемой во всем мире.

Впрочем, изучи ее фильмографию. Там в 80-х хватает в прямом смысле зубодробительных фильмов. Тогда в Гонконге каскадеров не жалели.

Шарлиз Терон / Фуриоса / Лорейн Броутон / Сайфер

«Безумный Макс», «Взрывная блондинка», цикл «Форсаж»

В XXI веке не разучились снимать фильмы с крутыми женскими персонажами.

Шарлиз Терон уже лет десять защищает титул актрисы самого крутого амплуа. На старте в жанре боевика были странные эксперименты вроде «Эон Флакс», но начиная с «Прометея» (без привязки к качеству самого фильма) она попала в образ.

На подходе новая часть «Взрывной блондинки», «Безумный Макс. Пустошь» вроде бы все-таки будут снимать, да и от Сайфера пока продюсеры «Форсажа» не избавляются. Хотя даже если избавятся, мы уже знаем, что там сценарной живой воды просто цистернами (вперемешку с водопроводной), судя по некоторым сюжетным поворотам.

Анджелина Джоли / миссис Смит / Лара Крофт

«Мистер и миссис Смит», цикл о Ларе Крофт

Как можно обойтись без этого идеала красоты начала — середины нулевых?

Да, Лара Крофт эксплуатировала прежде всего внешние данные актрисы, а сценарий вообще был за гранью добра, зла и жесткого диска, на котором корчилась от боли оригинальная игра, но в плане постановки боев фильм вышел неплохим.

А уж в «Мистере и миссис Смит» Джоли развернулась на полную катушку. И хотя фильм с точки зрения посылов можно отнести, скорее, к семейной приключенческой комедии, женский персонаж там без сомнения очень сильный и крутой.

Ронда Раузи / наемница Луна

Спортсменка, красавица, разве что не комсомолка (но еще не поздно, наверное).

Она начинала в дзюдо, входила в первую тройку самых лучших спортсменок своей весовой категории. На Панамериканских играх 2004 и 2005 года брала золото, на чемпионате мира 2007 года была второй, а в 2008 году на Олимпийских играх в Пекине стала бронзовым призером.

Затем началась карьера в боях без правил, где Раузи с разной степенью успешности выступала до недавнего времени. Ее модельная и кинокарьера, очевидно, стала влиять на качество подготовки к боям. Пускай так оно и будет.

Третью часть «Неудержимых» трудно назвать шедевром, но Раузи в роли наемницы Луны там органична.

Галь Гадот / Чудо-женщина / Жизель

«Чудо-женщина», цикл «Форсаж»

Актриса с военной подготовкой может продемонстрировать, как надо обращаться с оружием, даже если это оружие мифическое. Хоть она и не мастер единоборств, но ее персонажи более чем круты, иногда даже вопреки сценаристам и режиссерам. Это надо уметь.

Так что еще один пример современного удачного образа сильной женщины.

Фрэнки Адамс / Бобби Дрэйпер

Сериал «Пространство» («Экспансия»)

А вот совсем молодая поросль. Нужен образ дисциплинированного честного солдата, столкнувшегося с изнанкой системы, в которую он верил? Добро пожаловать в «Пространство».

Сильных женских персонажей там хоть отбавляй.

Одна Шохре Агдашлу в роли влиятельного политика Земли Крисьен Авасаралы чего стоит, а уж про астероидян и говорить не приходится.

Так что Бобби Дрэйпер, десантник марсианских сил, тоже отличный образец сильной женщины.

Однако сложно не упомянуть и тех актрис, которые едва ли войдут в данный рейтинг, поскольку олицетворяют, как правило, ту самую объективацию. Но крутости их персонажам не занимать.

Бригитта Нильсен / Рыжая Соня

Рыжая Соня появилась в рассказе Роберта Говарда как казачка из Рогатина и к циклу о Конане-варваре отношения не имела. Не имеет и сейчас, но тут такое дело… В 1985 году подозрительно похожее имя (у Говарда — Red SonYa, а в фильме — Red SonJa) использовали сценаристы фильма, подозрительно похожего на фильмы о Конане. Там даже сыграл человек, подозрительно похожий на Шварценеггера, правда, его персонажа зовут не Конан, а Калидор и носил он евойный пинжак. Возможно поэтому фильм в прокате не показал ожидаемых результатов, но видную героиню (рост 182 см) заметили.

Актерских данных Бригитты фильм не раскрыл — но разве этого ждут от девушки в кожаных мини-доспехах? Да, объективация там как раз была, но главное, что эти доспехи не мешали ей бороться со злом и целоваться с Кон… Калидором.

Кстати, Бригитта Нильсен- обладательница знания, важного для подростков из 80-х — 90-х: кто круче — Шварценеггер или Сталлоне, поскольку цаловалась с абоями (ну, раз уж Калидор…).

Джули Стрэйн / грозная девушка с картин Луиса Ройо, Бориса Вальехо и многих других

Объективация? Еще какая. В кино, комиксы и живопись Джули Стрэйн пришла со страниц эротических журналов и как-то не завязывала с этим направлением. Она прообраз и голос главной героини анимационного фильма «Тяжелый металл 2000» Джули (не сильно-то сценаристы фантазировали) и персонажа игры «Heavy Metal: F.A.K.K.2». Игра вышла не особо удачной, но во вселенной «Тяжелого метала» Стрэйн осталась навсегда. Если не знакомы с этой вселенной, самое время ознакомиться. «Heavy Metal» не только музыкальный жанр, но и легендарный журнал, посвященный комиксам в жанре фантастики.

Помимо модели известных художников Стрэйн известна как «королева фильмов категории Б» (это малобюджетные фильмы, обычно выходившие сразу на видео). В этих фильмах Стрэйн независимо от положительности своего персонажа стабильно крута (и, как правило, не очень одета).

Все женские персонажи бондианы (кроме Грейс Джонс)

Цикл о Бонде за женские образы не пинал только ленивый, да и лекало там достаточно однообразное: крутая помощница, роковая злодейка, отряд слабоодетых противниц… Тем не менее эти противницы обычно уже победили много кого, и только Бонд оказался им не по зубам.

Комментарии

6
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Обожаю их всех, разве что за исключением Нильсен (Наверное я, как гетеросексуальная женщина, просто не вижу того, что нравится другим). Только в таких списках меня всегда напрягает то, что под "крутизной" понимается только физическая сила. Для меня лично один из самых сильных женских образов - мисс Марпл, которая восстанавливает справедливость благодаря не физическим, а умственным и душевным качествам. Она ведь реально крута! Так что списку не хватает Джоан Хиксон...
  • А Мила Йовович - тоже очень крутая, чего стоит Жанна д,Арк в её исполнении, а фильм "Обитель зла" и "Пятый элемент"! Я думаю, что она однозначно заслуживает место в рейтинге самых крутых актрис!!!
  • Джули Стрэйн - всё! 10 января