Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

5 ученых, ставших писателями-фантастами

Часто ли научная фантастика пересекается с реальной наукой? Можно с уверенностью сказать, что такое случается. Например, некоторые талантливые авторы пришли в этот жанр именно из научной среды.

17 декабря 20222

Пожалуй, именно таким людям особенно хорошо удается заметить в нашей обыденной реальности нечто удивительное, у чего есть потенциал стать отправной точкой фантастического сюжета. Писатели, пламенно увлеченные областью, которую изучали, или наукой в целом, создают удивительные и самобытные произведения, рисующие впечатляющие образы будущего. Хотите убедиться? Вот пять примеров.

5 ученых, ставших писателями-фантастами
Источник:
Айзек Азимов

Айзек Азимов — биохимия

Не все читатели знают, что Айзек Азимов, один из «большой тройки» научной фантастики XX века, создатель Трех законов робототехники, кроме прочего был автором многих научных и научно-популярных книг. Кроме литературной работы, он работал в университете и специализировался на биохимии. Хотя сама по себе та не стала важной частью литературных работ автора, можно сказать, что его прославили сюжеты, созданные пытливым умом, стремящимся к анализу и созданию сложных систем. Азимовым были созданы как минимум две несуществующие области науки: та самая робототехника и психоистория из легендарного цикла «Академия».

Азимову важны не только сюжет и идея, но также причины и следствия, логические цепочки. Часто сделать вывод при этом писатель позволяет читателям в той же мере, что и героям, как, собственно, происходит в цикле рассказов о роботах.

Азимов обозначает различные сложные ситуации, рожденные во взаимодействии непредсказуемых людей и четких законов робототехники, но суть проблематики отдельных историй не слишком прямолинейна. Читателям нужно анализировать текст, чтобы увидеть, какой вопрос ставил автор и какой ответ следует из событий.

Писатель был искренне восхищен наукой и высоко оценивал способности человеческого разума к познанию мира и поиску решений в далеком будущем. Его книги вселяют надежду, что однажды человечество оправдает возложенные на него ожидания.

Айзек Азимов. Я, робот

Айзек Азимов. Я, робот
Реклама. ООО "Яндекс"
5 ученых, ставших писателями-фантастами
Артур Кларк

Артур Кларк — физика и математика

Артур Кларк из-за сложной жизненной ситуации изначально был вынужден отказаться от высшего образования. Но после службы в британских ВВС во время Второй мировой получил возможность поступить и с отличием окончил Королевский колледж Лондона по специальностям физика и математика. Еще во время службы он участвовал в разработке системы самолетных радаров, а в 1945 году опубликовал статью, в которой описал идею вывода спутников связи на орбиту Земли, что позволило бы создать глобальную систему связи. Так что скажем Артуру Кларку спасибо за Интернет.

Кларк является автором таких прославленных романов, как «Конец детства», «Город и звезды», а также сценаристом фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001». Фильм, кстати, не был экранизацией романа Кларка — напротив, роман «2001: Космическая одиссея» автор написал параллельно с работой над фильмом. Но в основу киноодиссеи лег рассказ «Часовой», опубликованный Кларком в 1951 году.

Если сравнить творчество Кларка и Азимова, то можно заметить, что Кларк как писатель менее строг и более умозрителен в своих идеях. Он то и дело размышляет о том, как человечество может перейти на новую ступень понимания Вселенной.

Кроме того, у Кларка есть свои три закона, последний из которых гласит: любая достаточно развитая технология неотличима от магии. Артур Кларк внес неоценимый вклад в популяризацию науки и до преклонных лет активно участвовал в жизни научного сообщества.

Артур Кларк. Солнечный ветер: Фантастические рассказы

Артур Кларк. Солнечный ветер: Фантастические рассказы
Реклама. ООО "Яндекс"

5 ученых, ставших писателями-фантастами

Ханну Райаниеми — математчиеская физика

Ханну Райаниеми — финский автор, создавший потрясающую по сложности и красоте трилогию «Квантовый вор». Подчас кажется, что в научной фантастике уже сложно сказать действительно новое слово. Райаниеми — один из авторов, которые своим творчеством показывают, что это не так.

Изящно и профессионально сплетая науку на том высочайшем уровне, где она неотличима от магии, мифологические архетипы, сложные аллюзии и авантюрные сюжеты, писатель создал настоящий новый алмаз жанра. Что же позволило автору создавать головокружительные концепции будущего, оставаясь в рамках единой системы законов Вселенной? Конечно, богатое воображение и неоспоримый литературный талант. Но еще и то, что Райаниеми получил научную степень в области математической физики, а именно за теорию струн.

Конечно, мы не говорим, что автор описал правдоподобную картину будущего. Но так или иначе его сюжеты построены на реальных научных теориях. Например, даже тюрьма, в которой на начало истории заключен главный герой Жан ле Фламбер, построена на «дилемме заключенного» из области теории игр. Помимо трилогии «Квантовый вор» Райаниеми написал одиночный роман о необычном посмертии, а также множество любопытных рассказов, многие из которых недавно были изданы на русском языке в сборнике «Сервер и дракон».

Ханну Райаниеми. Квантовый вор

Ханну Райаниеми. Квантовый вор
Реклама. ООО "Яндекс"

5 ученых, ставших писателями-фантастами

Аркади Мартин — история

Произведения Аркади Мартин относятся скорее к жанру мягкой гуманитарной научной фантастики. Писательницу интересуют вопросы взаимодействия культур, языка и того, как они формирует сознание. И это довольно естественно, принимая во внимание, что именно на этих темах она специализируется, как ученый. Под псевдонимом Аркади Мартин пишет ученая-историк Анна Линден Веллер, специалист по истории Византии.

Вдохновение для своих работ Мартин во многом почерпнула из исследований, в которых участвовала. Это вопросы того, на чем строятся империи, считающие себя центром мира, как работает сознание их обитателей и что происходит с малыми культурами, обитающими по соседству с таким гигантом. Отправной точкой для работы над дебютным романом «Память, что зовется империей» Мартин называет изучение случая аннексии Византией небольшого армянского царства Ани в 1044 году.

Аркади Мартин дебютировала в фантастике недавно, но уже завоевала нешуточную славу и признание. Оба романа дилогии «Тейкскалаан» получили престижную литературную премию «Хьюго». В ее книгах есть детективная интрига, а еще они наполнены интригами и интересными деталями, которые «оживляют» вселенную. Например, помимо прочего Мартин изучала городское планирование, так что смогла достаточно достоверно изобразить, как может жить и функционировать город-планета, столица империи.

Аркади Мартин. Память, что зовется империей

Аркади Мартин. Память, что зовется империей
Реклама. ООО "Яндекс"

5 ученых, ставших писателями-фантастами

Дерек Кюнскен — биология

Дерек Кюнскен — современный канадский писатель, занимавшийся прежде молекулярной биологией и генной инженерией. Успешно дебютировал в литературном мире с произведениями малой формы в 2006 году, а в 2018-м начал публикацию амбициозного цикла авантюрной фантастики о постчеловеческом будущем «Квантовая эволюция».

Действие происходит во вселенной далекого будущего, где отдельные ветви рода человеческого перестали быть Homo sapiens, а стали чем-то новым. Например, как главный герой романов Белизариус Архона — представитель вида Homo quantus. В квантовом режиме мозг Белизариуса и прочих Homo quantus становится мощнее любого существующего компьютера, но у этих возможностей есть свои побочные эффекты. Легкомысленный Белизариус использует свои таланты, чтобы стать великолепным аферистом.

В целом Дерек Кюнскен пишет динамичную развлекательную фантастику, но свой сеттинг и персонажей он прорабатывает с большим вниманием к деталям и научным идеям. Некоторые эпизоды действительно захватывают дух и воображение именно из-за того, какими приключенческими становятся в них научные условия. Например, сцена погони в альтернативном пространстве из второго романа, где с помощью сложных расчетов пилоту удается ускользнуть, сменив для себя систему координат на «зеркальную».

В цикле есть и другие любопытные проекты генной инженерии помимо Homo quantus, а также интересные допущения во многих других областях научной фантастики — от устройства общества до природы времени. И Кюнскен, судя по всему, настроен развивать и усложнять созданный мир.

Дерек Кюнскен. Квантовый волшебник

Дерек Кюнскен. Квантовый волшебник
Реклама. ООО "Яндекс"
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения