Вероятно, не за горами то будущее, что предрекали фантасты XX века — с использованием в повседневной жизни роботов с полноценным искусственными интеллектами. Сегодня расскажем о пяти книгах последнего времени, где это будущее уже наступило и где главные герои — это как раз роботы или искусственные интеллекты.
«Вселенная Боба», Деннис Тейлор
Боб — программист, наш современник, который заключил контракт с компанией, занимающейся криозаморозкой, в надежде, что наука будущего найдет способ вернуть его к жизни. Правда, Боб не рассчитывал, что погибнет почти сразу после заключения этого договора. После несчастного случая он «проснется» примерно через сто лет уже в качестве цифровой копии, предназначенной для пилотирования звездолета «дальнего следования».
Предполагается, что Боб, будучи искусственным интеллектом, сможет исследовать космос куда эффективнее, чем экипаж из людей. При этом он обладает невероятной свободой действия благодаря мощным вычислительным способностям. А еще на борту есть 3D-принтер, умеющий конструировать объекты на атомарном уровне.
Бобу предстоит изучить свои новые возможности, в частности — создать виртуальное пространство, чтобы не сойти с ума от недостатка привычных человеку ощущений. Он сможет изучать далекий космос, поучаствовать в войнах людей и заняться переселением человечества с Земли, создать множество кораблей-клонов самого себя — и это далеко не полный список того, что предстоит Бобу.
Тейлор имеет большой опыт сложного программирования (это было его основной работой, пока он не переквалифицировался в писатели), поэтому в своих книгах с большим вниманием относится к техническим и научным деталям. Делает автор фокус и на том, что происходит с разумом, который раньше принадлежал человеку, а стал цифровым, а также на отношениях различных версий Боба, которые все больше различаются между собой.
«Дневники Киллербота», Марта Уэллс
Цикл «Дневники Киллербота» состоит из повестей и романа о приключениях Киллербота, полуробота-полуорганика, который специализируется на охране и был собственностью могущественной корпорации. Ему удается отключить управляющий модуль, который гарантирует выполнение приказов работодателя, и он обретает свободу воли.
Киллербот не предается сложным размышлениям на философские темы вроде «Не человек ли я?» и не становится безумным убийцей, он предпочитает тратить время на просмотр терабайтов фильмов и сериалов, выкачанных из Сети (благо возможности его искусственного разума позволяют делать это с повышенной скоростью). Поначалу он еще работает на компанию, пока не подвернется момент удрать, чтобы дальше вести самостоятельную жизнь, благо внешне он практически не отличается от человека.
Марта Уэллс начала карьеру писательницы достаточно давно, тридцать лет назад, и поначалу специализировалась на фэнтези. Постепенно Уэллс отошла от этого направления и стала отдавать предпочтение фантастике. Именно в ней она добилась наибольших успехов: «Дневники Киллербота» завоевали все основные жанровые премии и вознесли популярность писательницы на новый уровень.
«Море ржавчины», Роберт К. Каргилл
Каргилл начинал свою карьеру в качестве рецензента-кинокритика, но уже тогда планировал стать писателем-фантастом. Любой фильм, который попадал ему в руки, Роберт анализировал в том числе с точки зрения пригодности в качестве фундамента для книги. Позже Каргилл стал сценаристом (самая известная его работа — это «Доктор Стрейндж») и параллельно начал заниматься писательством. «Море ржавчины», принадлежащая к жанру приключенческой фантастики, — самая, пожалуй, известная его книга.
Роботы и человечество сошлись в войне, как пророчили еще классики, и люди проиграли. Вся планета теперь принадлежит искусственным созданиям с разного уровня интеллектом, а последние представители человечества вымерли пару десятилетий назад. Однако с воцарением роботов войны не прекратились. Еще в процессе сражений с людьми власть потихоньку начали захватывать суперкомпьютеры, превращающиеся в аналог государств в новом мире, а подчиненные им роботы становятся безвольными игрушками — точно так же, как ранее были рабами людей. Но есть еще свободные роботы, которые не хотят подобной участи и борются за свою свободу.
«Включи мое сердце на „пять“», Саймон Стивенсон
Саймон Стивенсон тоже голливудский сценарист, да и главный герой его романа стремится к той же карьере. Джаред — андроид-дантист. Он обладает практически человеческим интеллектом, но не имеет чувств. С точки зрения создателей, моделирование чувств, во-первых, слишком сложная и дорогостоящая работа, а андроиды и так недешевы в производстве. Во-вторых, чувства могут мешать работе (например, человек-дантист может испортить все дело, если находится в нестабильном эмоциональном состоянии по каким-то личным причинам, а андроид всегда все сделает безукоризненно).
Как-то раз Джаред завернет в кинотеатр и неожиданно расплачется, пролив, по его собственной оценке, около 25 миллилитров слез. Это приводит его к мысли, что он ближе к людям, чем думал до этого. Он становится киноманом, бросает работу дантиста и начинает путь в качестве будущего сценариста.
У него есть мечта. Джаред хочет написать такой сценарий, чтобы зрители посмотрели фильм и поняли: андроиды такие же, как люди. Но стать сценаристом не так просто, как кажется, но Стивенсон точно знает, как выглядит внутренняя кухня этой индустрии.
«Клара и Солнце», Кадзуо Исигуро
Андроид Клара пока что видит мир только через стекло витрины: она произведена недавно и только выставлена на продажу. Клара — современная модель андроида, ИП, что значит «искусственная подруга». Она должна будет заботиться о своей будущей хозяйке: выполнять ее поручения, помогать с социализацией, поддерживать в учебе.
ИП-андроидов обычно приобретают для подростков, которые учатся удаленно и практически ни с кем не общаются, кроме семьи. Как только у Клары появится хозяйка, Джози, она начнет познавать мир и ей придется разобраться в сложных, непонятных отношениях между людьми. Ее наивно-детскому уму многое будет казаться не только непонятным, но и непостижимым.
Исигуро в основном известен как постмодернист философского направления, которого сравнивали с великими классиками литературы — от Джозефа Конрада до Владимира Набокова. В «Кларе и Солнце» автор остается верным своим принципам: на первом плане не технические особенности мира или сложный сюжет, а философия. Андроид Клара заметно выделяется на фоне людей, поскольку значительно человечнее, чем средний человек будущего. Исигуро задается вопросом, насколько близко современные люди подошли к тому недалекому будущему, когда «синтетики» будут человечнее настоящих людей.