Сражение под Прохоровкой летом 1943-го называют величайшим танковым сражением в истории. А вот крупнейшая в истории битва в воздухе состоялась тремя годами раньше. В июле 1940-го началась знаменитая «Битва за Британию» — сражение, реально повлиявшее на весь ход войны.
Свистать всех наверх!
Вообще-то «Битва за Британию» была еще и первой в истории военной кампанией, целиком проходившей в воздухе. К лету 1940-го Гитлер уверенно захватил всю интересующую его континентальную Европу. Следующим логичным шагом была атака на Великобританию.
Изначально «Битва за Британию» задумывалась подготовительной фазой к масштабной десантной операции «Морской лев». Но планам Берлина так и не суждено было сбыться. Свою битву за Британию немцы проиграли еще в воздухе. Впрочем, обо всем по порядку…
«С небольшой помощью моих друзей…»
Принято считать, что главными действующими лицами «Битвы за Британию» были пилоты люфтваффе и RAF — Королевских ВВС Великобритании. Главными — да, но не единственными. На стороне немцев в кампании также принимали участие силы итальянских ВВС — Corpo Aerio Italiano. За союзников небо над Британией бороздили также канадские военно-воздушные силы.
Меткие легионеры
Контингент пилотов люфтваффе почти полностью состоял из немцев — это правда. А почти из трех тысяч летчиков RAF британские паспорта были далеко не у всех. На помощь Великобритании прибыло множество добровольцев из стран Британского содружества (Австралия, Канада, Новая Зеландия и даже Южная Африка), а также пилоты из США и уже завоеванной немцами Европы.
Всего летчиков-легионеров в составе RAF набралось около 700 человек. Кстати, именно опытные европейские пилоты, особенно из Чехословакии и Польши, стали самыми успешными асами кампании на стороне союзников. На счету 303-го истребительного эскадрона, укомплектованного поляками, набралось 126 воздушных побед — больше чем у любого другого соединения RAF. Лучшим индивидуальным достижением стали 17 сбитых самолетов чеха Йозефа Франтишека.
От пляжей до Лондона
Ход «Битвы за Британию» можно разделить на несколько фаз. В идеале задачей немцев было принуждение англичан к капитуляции — так они надеялись обойтись без сложной и кровопролитной высадки на острова. Поэтому в первую фазу кампании — с середины июля до середины августа — силы люфтваффе работали в основном по объектам вдоль береговой полосы Великобритании.
Но по ходу затягивающейся кампании приоритеты менялись. Со второй половины августа немцы захотели обеспечить полное господство в воздухе, необходимое для проведения операции «Морской лев». В этот период массированные бомбардировочные рейды люфтваффе были нацелены на авиационную инфраструктуру Соединенного королевства — аэродромы и авиазаводы. Ну а когда стало ясно, что план терпит бедствие, Гитлер приказал перенести внимание на бомбардировки Лондона и других крупных городов.
Иду на таран!
Как раз во время бомбардировки Лондона британский пилот Рэй Холмс убедительно развеял миф, что на таран в годы Второй мировой шли только советские пилоты. Заметив бомбардировщик «Дорнье», следовавший к Букингемскому дворцу, Холмс, к тому времени уже израсходовавший боезапас, направил свой «Харрикейн» на врага и тараном срезал немцу хвостовое оперение. Вместо Букингемского дворца Do-17 рухнул рядом со зданием вокзала Виктория, а Рэй Холмс покинул поврежденный истребитель на парашюте и благополучно приземлился на крышу лондонского особняка. Уже в статусе национального героя.
С легким преимуществом
Силы противодействующих сторон, к слову, были приблизительно равны. Накануне «Битвы за Британию» общая численность авиапарка союзников насчитывала чуть меньше 2000 самолетов, немцы располагали 2500 машинами. Всего за три с половиной месяца воздушных боев потери RAF составили около 1700 самолетов, а люфтваффе не досчиталось двух тысяч боевых машин.
Битва лучших
Символами «Битвы за Британию» стали истребители «Спитфайр» и Ме-109. До начала кампании немцы не сомневались в превосходстве своей техники. Благодаря мощным двигателям со впрыском топлива «Мессершмитт-109» в начале 40-х справедливо считался едва ли не лучшим истребителем мира. Британские «Харрикейны», составлявшие основу сил RAF, ему в подметки не годились. Зато «Спитфайр» — юркий, быстрый, маневренный и при этом очень красивый — стал настоящим откровением. Это был равный соперник Ме-109.
Новые технологии
«Битва за Британию» стала поворотным пунктом в стратегии военных действий благодаря появлению радаров — средств раннего предупреждения о вражеских налетах. Так называемая система Даудинга, названная в честь командующего истребительной авиации Великобритании Хью Даудинга, объединила возможности радаров, наземных наблюдателей и радиосвязи, позволяя перехватывать немецкие бомбардировщики задолго до подхода к целям.
Что если…
«Битва за Британию» — очень странная кампания. За три с половиной месяца боев линия фронта не сдвинулась ни на дюйм. Как вообще можно провести линию фронта в воздухе?! При этом стратегическое положение Германии перед началом и в конце сражения было диаметрально противоположным.
Если в июле 1940-го немецкая армия казалась непобедимой силой, то уже в октябре, обломав об упорных британцев зубы, Гитлер вынужден был изменить планы. Высокие потери люфтваффе и срыв сроков операции «Морской лев» заставили Берлин забыть о покорении Великобритании и полностью переключиться на СССР, оставив при этом в своем тылу опасного и разозленного противника.
Черчилль в своем обращении к нации еще в ходе «Битвы за Британию» пафосно заявил, что «никогда еще в истории человеческих конфликтов столь многие не были обязаны столь немногим». Действительно, сложно представить, куда свернула бы кривая Второй мировой, если бы не доблесть трех тысяч пилотов RAF.
Фото Getty Images