Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

В России разрешат разбирать самолеты, чтобы починить другие. Станет ли опаснее летать?

В обозримом будущем в российском авиапарке останется несколько сотен иностранных самолетов.

15 августа 2022

Когда санкции заблокировали поставку самолетных запчастей в Россию, в стране остро встал вопрос обслуживания авиационного парка. В особенности — зарубежного. В правительстве даже составили прогноз, согласно которому к 2030 году в России на ходу останется чуть больше 300 иностранных самолетов вместо 738, которыми располагают перевозчики на сегодняшний день.

В России разрешат разбирать самолеты, чтобы починить другие. Станет ли опаснее летать?
Проверка двигателя самолета «Боинг-777» в инженерном центре A-Technics в аэропорту Москва-Шереметьево. 09.04.2021

Разбирать самолеты — незаконно?

Reuters на прошлой неделе сообщали, что российские авиакомпании начали разбирать самолеты на запчасти, но, по данным источников «Известий», началось это даже раньше, еще в мае. В России такая процедура не то чтобы незаконная, но неурегулированная. Единых правил нет, а значит, невозможно проверить, насколько безопасно и аккуратно компании снимают детали с одних самолетов и ставят их на другие.

Тормозить будут двигателем?

Как рассказал «Москве-24» авиажурналист Михаил Вахнеев, самые распространенные расходные материалы — это тормозные колодки и резина покрышек на шасси. Чтобы они прожили немного дольше, пилотам рекомендовали реже нажимать на педаль тормоза при посадке и чаще тормозить двигателем. Такие внутренние инструкции появились, в частности, у S7 Airlines, «Уральских авиалиний», «России», «Победы».

Генеральный директор Ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» и член Общественного совета при Ространснадзоре Виктор Горбачев в разговоре с авторами Telegram-канала «Радиоточка НСН» сказал, что такой подход не возбраняется, потому что никак не влияет на безопасность полета: если пилотам так будет спокойнее, пусть тормозят двигателем.

При торможении двигателем будет дополнительный расход топлива, но оно наше, а колодки — не наши.

Но, как ни тормози, износ деталей самолета все равно неизбежен. Причем это касается всех систем иностранных авиалайнеров.

Почему раньше нельзя было разбирать самолеты?

Разбирать самолеты можно было и раньше, просто до сих пор, как объяснил «Известиям» основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков, вся российская авиация жила и обслуживалась по нормам других юрисдикций — Бермуд, Ирландии и других стран.

Именно они выдавали разрешительные документы на авиатехнику и отвечали за ее годность. А в тех странах существуют разъяснения и четкие рекомендации, как снимать, проверять, тестировать и переставлять запчасти.

В России единых норм и подхода к техобслуживанию все еще нет, поэтому каждая организация опирается на собственные внутренние документы. И хотя они согласовываются с Росавиацией, в случае проверки это может привести к приостановке деятельности перевозчиков. Просто потому, что у каждого ведомства свой подход к проверке. К примеру, Ространснадзору вообще наплевать, что там написано в руководящих документах компаний: он опирается на положения федеральных правил.

Получается, что у перевозчиков два выхода: переставлять запчасти на свой страх и риск или «приземлять» парк и отменять рейсы. Чтобы избавить себя от такого спорного выбора, авиакомпании и попросили Минтранс разрешить им законно переставлять детали с одних самолетов на другие, в том числе между самолетами разных перевозчиков. По данным источника «Известий», Минтранс уже разрабатывает соответствующие поправки в федеральные авиационные правила. Ожидается, что их могут утвердить в марте 2023 года.

Будет на чем летать?

В правительстве полагают, что авиапарк, безусловно, сократится, но кое-какие западные самолеты все же останутся на ходу. Согласно прогнозу, к 2030 году иностранный авиапарк сократится в 2,3 раза, вместо 738 самолетов у перевозчиков останется чуть больше 300.

Основатель компании по обеспечению безопасности полетов Андрей Патраков говорит, что все зависит от интенсивности налета. В зависимости от него ресурсы могут быть исчерпаны до конца года.

А экс-конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» сказал, что в гражданской авиации «просто не на чем летать».

Если говорить в целом об авиапроме, сможем ли мы его поднять на достойный уровень, то я отвечу: нет.

Заместитель директора Центра геоэкономики в Атлантическом совете (международный аналитический центр) Чарльз Личфилд в беседе с CNN заявил, что авиационная отрасль страны вскоре рискует оказаться на аппарате жизнеобеспечения — «приоритет российского правительства не включает безопасность и надежность для потребителей».

Думаем, на всякий случай тебе лучше держать под сердцем нашу инструкцию о том, как правильно выпрыгнуть из машины, корабля и самолета.

В статье использованы материалы «Радиоточка НСН» / T.me, «Известия», «Москва 24», CNN.

Фото: Getty Images

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения