Оригинальный «Бегущий по лезвию» вышел на экраны в 1982 году и с тех пор стал одной из эталонных картин в жанре научной фантастики. Про него даже странно говорить, что в нем сделано верно, а что — нет. Это в дальнейшем режиссеры начали равняться на экранизацию Филипа Дика.
Дело в картине происходит в постапокалиптическом мире 2019 года. По странному стечению обстоятельств мы сейчас тоже в 2019 году и попробуем сравнить видение будущего Ридли Скотта с настоящим.
Совпало
Управление компьютерами голосом. На рынке сейчас десяток голосовых помощников, и, честно говоря, в последние годы технология немного забуксовала. Оказалось, что вводить информацию с клавиатуры или тачскрина проще, а говорить со своим компьютером не настолько комфортно, как казалось раньше. Мы все еще не можем попросить свой компьютер «сделай мне отчет за октябрь месяц», но с чем-то простым, вроде «таймер на шесть минут» или «разбуди меня завтра в семь» технологии справляются легко и непринужденно.
Приблизить и увеличить. Этот прием потом будут использовать во всех боевиках: в секретной лаборатории спецслужб кадр, снятый на дисковый телефон в полной темноте, улучшают до качества, когда можно различить перхоть на усах злодея. Метод будут долго поднимать на смех, пока в середине 2010-х не появятся нейронные сети, которые начнут дорисовывать области на снимках, в том числе улучшая их резкость. Так что формально — засчитано.
Видеозвонки. Удивительно только, что к 2019 году мы не столько начали повсеместно пользоваться видеозвонками, сколько презирать их, как и вообще любые звонки. Этикет XXI века: пиши в мессенджер.
Глобальный климатический кризис. Контекст апокалипсиса будущего построен на идее переполнения планеты мусором и глобальном загрязнении, которое сделало Землю не слишком приятным для жизни местом. Если вернуться в настоящий 2019-й, то сразу сталкиваешься с когнитивным диссонансом: на улице вроде не так уж все и плохо, а как послушаешь Грету Тунберг, то кажется, что апокалипсис уже наступил. Как бы там ни было, климат к 2019 году действительно стал самой обсуждаемой проблемой.
Азиатская еда. Если помнишь, в фильме 1985 года «Клуб „Завтрак“» Клэр Стэндиш приносит с собой в школу суши в качестве обеда. Но ни один американский школьник даже не знает, что это такое! Экспансия азиатской еды на Запад начнётся только в начале 90-х, но Ридли Скотт демонстрирует в начале фильма перекус Декарда на азиатский манер.
Компьютерный анализ эмоций при допросе. Нам не удалось найти примеров использования компьютеров для анализа эмоций именно полицией, но Китай начал использовать похожую технологию для анализа настроения рабочих на производстве или детей на занятиях.
Не совпало
Искусственные люди. Какие бы пируэты ни вытворял бостонский робот Атлас, но до того, чтобы андроиды стали неотличимы от людей, нам еще далеко. Технологический прогресс, безусловно, огромен, но мы просто не успели. Прости, Ридли Скотт.
Люди бегут с Земли. Некоторые были бы рады, но межпланетные круизы еще не начались. NASA и Илон Маск божатся, что первые экспедиции на Марс стартуют в течение 10—15 лет, но до сети колоний, как в «Бегущем по лезвию», нам еще далеко.
«Полароиды». Декард в фильме исследует маленькие фотокарточки. В 2019 году будет непросто найти человека, который напечатал хотя бы одну фотографию за последний год.
Не совсем
Летающие автомобили. Они существуют и уже в активной стадии испытаний. Около десятка стартапов, включая Uber, готовы вот-вот обеспечить воздушным транспортом плотнонаселенные города. Но о той обыденности, с какой это подано в фильме, речь пока не идет.
Nexus 6 — так называется злосчастная модель репликанта в фильме — действительно был выпущен компанией Google в октябре 2014 года. Правда, это не застрявший в экзистенциальном кризисе репликант, а смартфон.
Секс-роботы. Пока существуют только в зачаточном состоянии и все еще напоминают кукол. Но робо-бордели уже спешат открыть свои двери по всему миру, а значит, есть спрос. Спрос рождает предложение и конкуренцию, поэтому будем считать предсказание частично верным.