[1]
Сын еврейских эмигрантов, чье полное имя — Стэнли Мартин Либер, в молодости перепробовал массу профессий в родном Нью-Йорке. Среди них была и такая экзотическая, как автор некрологов. Если задуматься, то полезная практика. Сам Стэн покинул это теплое место, ибо, по его словам, подобная работа вызывала у него депрессию.
[2]
В 1939 году Ли нашел себе работу ассистента в новом издательстве комиксов Timely Comics. Он настолько загорелся этим делом, что уже через неделю работы уговорил начальство дать ему написать комикс самому под псевдонимом Стэн Ли. Ему выделили две страницы. И тогда Стэнли придумал «Капитана Америку». Этот самый Капитан его и прославил. Кстати, Timely Comics лет через двадцать превратиллось в издательство Marvel.
[3]
Главным юношеским чтивом для будущего отца марвеловских супергероев были книги Марка Твена, Артура Конан Дойля, Герберта Уэллса и Жюля Верна. А вот читал бы он запоем «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, и кто знает — может, наш мир был бы совсем другим, и в голливудских блокбастерах топтал бы города и взрывал планеты гигантский фотонный Федор Достоевский.
Про литературный стиль и характерные особенности Стэна Ли можно много чего сказать интересного. Например, ты замечал, что у марвеловских супергероев почти не бывает напарников? Стэн Ли их просто не мог терпеть.
[4]
В мае 1962 года в продажу поступила первая история про «Невероятного Халка». В типографии возникли нешуточные проблемы: печатник долго не мог совладать с краской и Халк получался зеленоватым. А должен был быть серым! Посмотрев на результат, Стэн Ли махнул рукой и смирился — пусть уж навсегда Халк станет зеленым, хуже от этого не будет.
[5]
Однажды Стэн Ли решил вдруг повздорить с собственной женой! (Не пытайся это повторить.) В разгар ссоры супруга расколошматила его печатную машинку. Да не простую, а историческую — ту самую, на которой Стэн впервые описывал приключения Человека-паука и Фантастической четверки.
Стэн Ли очень сокрушался, что в те времена не существовало соцсетей и eBay. Иначе бы он собрал все разбросанные детальки и продал их фанатам.
[6]
Всем кажется, что Стэн Ли обязан был быть самым супербогатым суперолигархом во вселенной. Однако это совсем не так: как и многие творческие личности, Стэн очень небрежно относился к деньгам. Когда студия Disney приобретала Marvel за 4 миллиарда (!) долларов, Стэну Ли не перепало ни копейки, ведь он не держал долю в этом бизнесе. Он всегда работал на кого-то другого.
[7]
Надо заметить, что не всякая работа Стэна Ли становилась хитом. Ему приходилось сталкиваться и с неудачами. Провалилось его издание для китайской малышни «Драконы против панд». Молчанием была встречена видеоигра Hero Command, специально для которой он придумал героя. А еще никто старается не вспоминать, как Стэн создавал серию комиксов для группы Backstreet Boys.
[8]
Особняком в портфолио Ли стоит телевизионный анимационный сериал «Стрипперелла» 2003 года. Образ главной героини был списан с Памелы Андерсон, она же работала в озвучке, и эти мультфильмы не предназначались детям моложе 17 лет. Сериал не стали продлевать на второй сезон, что страшно обрадовало Памелу. Она говорила, что Стэн хотел больше обнаженки, а она была категорически против.
[9]
Некоторые специалисты и инсайдеры считают, что величие Стэна Ли слегка преувеличено. Дело в том, что крайне редко Стэн создавал что-то в одиночестве, у него хватало соавторов. Ведь издание комиксов — это командная работа.
[10]
Стэн славился своим пристрастием являться на пару секунд в каждом фильме Marvel. Он успел мелькнуть почти в пятидесяти супергеройских фильмах. Краткая нарезка его явлений занимает 14 минут. Вот она, чуть ниже.
Пока будешь смотреть, держи в уме, что сам Стэн Ли называл любимым камео свое появление в фильме «Фантастическая четверка: Вторжение Серебряного сёрфера».