Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Банки нашли подлый способ навязывать тебе дополнительные услуги

И он запрещен законом.

30 сентября 2022

Мы давным-давно знаем про мелкий текст в договорах и заявках, про пункты под звездочкой и все такое. Но банкиры, решительно настроенные навязать тебе ту или иную услугу, находят такие лазейки, о которых ты и не догадываешься. Вот так подашь заявку на кредит онлайн (типун нам на язык), а окажется, что еще и на страховку подписался.

Банки нашли подлый способ навязывать тебе дополнительные услуги

По словам замруководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг ЦБ РФ Сергея Колганова, новая банковская схема по навязыванию того, что тебе не нужно, выглядит так. Ты заполняешь заявку на потребительский кредит, а банк, вместо того чтобы дать тебе возможность ознакомиться с договором на дополнительные услуги и получить твое согласие (например, на покупку страховки жизни и здоровья), предлагает просто нажать кнопку «Далее». Нажал — и считай, что подписал договор на оплату дополнительных услуг. А из-за оформления страховки (бывали такие случаи) долг может увеличиться вдвое.

Такая схема, как рассказал Колганов «Известиям», прямо нарушает ФЗ о потребительском кредите, в котором черным по белому говорится, что нужно получить официальное согласие клиента.

Для принятия той или иной дополнительной услуги потребитель должен выразить волеизъявление. Для этого он должен ознакомиться с содержанием этой услуги, а потом согласиться или отказаться. Если он просто нажимает на кнопку «Далее», то это не является осознанным потребителем действием, которым он подтверждает согласие.

В Центробанке говорят, что используют «все доступные меры воздействия — от рекомендаций до штрафов», когда находят такое поведение банков. Юристы уточняют: ЦБ вправе не только оштрафовать, но и приостановить «определенные виды банковской деятельности». Если же банк и дальше продолжит своевольничать, у него отзовут лицензию.

Как рассказала «Известиям» партнер КА «Юков и партнеры» Светлана Тарнопольская, от навязанной услуги можно отказаться, но тогда резко вырастает ставка на кредит. Формально, говорит эксперт, требование об информировании может быть соблюдено, но в результате заемщик не замечает, когда это было сделано. 

Информация должна быть доведена банком до клиента четко и способом, исключающим недомолвки и толкования.

Новость о такой схеме уже дошла до Совфеда, и там обещают, что при необходимости могут «оперативно подправить законодательство», чтобы банки не искали лазейки для нарушений прав клиентов, и жестче наказывать банкстеров.

Главное, чтобы банкиры в ответ не придумали какой-нибудь способ мести, как телефонные мошенники, что начали мстить людям, которые пытаются их разыграть.


Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения