На первый взгляд в «Особенных» ничего особенного. Фильм об окончательно запущенных детях-аутистах, с которыми не способны справиться ни родители, ни медики, ни магические заклинания толерантности и сострадания. Попросту говоря, безнадежные. Здесь их зовут «особенными».
В основу кино положена реальная история парижского полулегального приюта. Туда приводили неизлечимых подростков и детей с нервно-психическими отклонениями, детей, которых в других учреждениях попросту привязывали к кроватям и не показывали людям.
Актер Венсан Кассель взял на себя роль главы этого сумасшедшего (во всех смыслах) дома, где безнадежные дети получают путевку в жизнь. Их учат общаться, работать и просто банально ездить на метро.
Как результат, зритель получает вовсе не замшелую фестивальную драму, а невероятно энергичное производственное кино. Где трагедия, легкая комедия и нарочитая документальность пинают друг друга под зад, чтобы придать повествованию максимальную энергию и скорость. Получается!
На первый взгляд этот парижский Хогвартс для умственно отсталых работает как конвейер, потом быстро понимаешь, что конвейера здесь быть не может в принципе: каждый пациент-ученик слишком особенный. Требуется не только упорный до упоротости труд преподавателей и добровольцев, но и креативность в решении проблем, которые создают воспитанники. А проблемы они создают нон-стопом: могут телевизор в окно выбросить, а то и поезд в метро стопорнуть, парализовав половину Парижа.
Кажется, что кино у режиссеров Эрика Толедано и Оливье Накаша («1+1») вышло даже слишком органичным — поневоле чувствуешь какой-то подвох, что где-то авторы приврали. Но нет. Во-первых, история реальная. Во-вторых, журнал MAXIM тайком отрядил на премьеру десант профессиональных педагогов, работающих с аутистами. Увиденное их целиком устроило: говорят, романтизация профессии, конечно, в наличии, но правдоподобность полная, будто срез реальной жизни.
Понятное дело, что Кассель, Реда Катеб, Толедано, Накаш старались вовсе не ради такого педагогического контингента. Перед тобой гиперактивное и гиперактуальное кино, которое в кои-то веки мотивирует не грабить банки, не завоевывать сердца фотомоделей и не душить Годзиллу голыми руками, а вспомнить о детях, которые никогда не смогут ни банк ограбить, ни фотомодель склеить. О детях, которые для кинематографа непривычнее и особеннее, чем Годзилла.
«Особенные» (Hors normes), Франция. Режиссеры Оливье Накаш и Эрик Толедано. В ролях: Венсан Кассель, Реда Катеб, Элен Венсан, Брайан Мьялундама, Альбан Иванов. В российском прокате с 16 января 2020 года.