Красиво, когда у кинофильма простое название. Одно емкое твердое слово: «Убийство», «Охота», «Афера», «Лобстер». Мы бы даже осмелились предложить «Бурундук», только его еще не сняли.
«Хэппи-энд» Евгения Шелякина — да, он такой конкретный, без раскачки сразу окунает нас куда надо. И в сюжет, и в море, и в приморскую жизнь заморского захолустья. Дедок (его самоотверженно играет грузинский актер Михаил Гомиашвили) очнулся на пляже и не понимает, что он здесь, собственно, делает. И где это «здесь»?
Оказалось, что «здесь» — это в Таиланде, где российскому голодному деду никто и пельменя не подаст. В поисках снеди старичок влипает в дурацкую потасовку, после чего местный участковый отправляет его на общественные работы.
Исправительные работы оборачиваются не каторгой на креветочной плантации, это труд мальчиком на побегушках в крохотном отеле, который содержит наша бледная соотечественница. Хозяйка называет свое имя — Ирина Львовна, а деду даже ответить нечем. Он имени своего не помнит.
Приятного мало, конечно. Только всяко лучше очнуться без памяти, денег и молодости в Таиланде, чем в Омске. Но будь уверен, про Омск еще ждут нас фильмы. Только уже не лирические комедии.
Пока местные думают, не из русской ли мафии этот чокнутый пенсионер, в бунгало заселяются наши туристки. Само собой, красавицы, из тех, что пляшут и смеются всякий раз, попадая в кадр. После этого сюжет начинает двигаться в нескольких направлениях, которые объединяет общий знак: все они добрые и по форме, и по содержанию.
Единственная настоящая вредина здесь — сам дед. Он конечно, талантливый и деятельный, но стоит ли такой персонаж целого фильма — сидишь и думаешь об этом на протяжении всего кино. К финалу понимаешь, что стоит. Старикан ведь такой собирательный, идеальный, ворчливый и нервный русский дедок, попавший в солнечные морские обстоятельства.
«Хэппи-энд» вполне способен заменить тебе перелет на курорт, тем более что этим летом россиян дальше Крыма не выпустят. Снят живописно и магнетически. И что совсем невероятно, он совсем не бесит! Не пробуждает завистливое ощущение, будто какие-то шальные и неприятные тебе типажи прожигают жизнь в Таиланде, пока ты гниешь в офисе под гул кондиционера.
И вот что думается в итоге. Нынче российское кино городит «Крымские мосты», пытаясь внушить зрителю любовь к Родине. Только тщетно. Про любовь к чужим краям у наших режиссеров почему-то получается снимать на порядки искреннее. Наверняка ты и сам догадываешься почему. А регулярные беседы о ностальгии по Родине в таких картинах воспринимаются как обязательные и натужные жанровые клише.
Вердикт. Пусть не особенно остросюжетный или остроумный, зато живой и ладный миф про альтернативную жизнь для россиян. И главное, это фильм про наших пап, о чем нам слишком даже откровенно говорят в финале, не оставляя простора для аналитических фантазий. И про амнезию как лекарство от Омска.
Комедия-мелодрама «Хэппи-энд», Россия - Таиланд. Режиссер Евгений Шелякин. В ролях: Михаил Гомиашвили, Евгения Дмитриева, Владимир Мишуков. В российском прокате с 1 августа 2020 года.