Название «Нос, или Заговор «не таких» и Гоголь на афише должны подводить тебя к мысли, что фильм повествует о злоключениях коллежского асессора, проснувшегося однажды утром без носа. В целом, Гоголь здесь действительно будет, но не в том виде, в каком мы ожидаем.
Фильм состоит из трех частей. Это нашинкованный салат из гоголевской повести, рассказа Булгакова и произведения Шостаковича о борьбе советской власти с авангардным искусством. Осилить его легче, если знаешь предысторию: Булгакова и Шостаковича советская цензура регулярно задвигала на дальние полки. Например, оперу «Нос» Шостаковича критики разнесли в пух и прах, так что ее даже убрали из театрального репертуара. Так фильм с тремя историями сложился в одну картину.
Хржановский как раз на таком специализируется — берет «чужое» творчество как материал для работы над своей вещью. Из этого получаются большие известные работы вроде «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», и небольшие известные — как «Полтора кота».
Так вот. По ходу дела полнометражка меняет интонацию и из сатирической фантасмагории, напичканной шутками и анимационными вывертами, превращается в драму. Хржановский рассуждает на тему репрессий пионеров искусства, причем весьма занятно. Если дотянешь до третьей части, судьба тебя вознаградит.
В плане идеи с фильмом все в порядке, пусть эта идея за прошедший век уже немного и обносилась. Если, начитавшись в Интернете хвалебных отзывов о пиксаровской «Душе», можно выйти из кино разочарованным детсадовским сюжетом, то с «Носом» наоборот: фильм дает столько искусства, что не продохнуть.
Тут главное — помнить, что «Нос, или Заговор «не таких» — экранизация оперы, а потом уже все остальное, включая анимацию (которая, кстати, сильно хороша, старая советская школа мультипликатора Андрея Хржановского дает о себе знать). Он сделан для матерых ходоков по мюзиклам и театрам, которые знают, кто такой Мейерхольд, и без Википедии вспомнят, что его репрессировали в 1940-е. Если ты из таких, то тебе рекомендуем. В прокате с 11 марта.