Мы решили своими глазами взглянуть на фильм, о котором все говорят и чаще всего — что-нибудь хорошее. Экранка уже начинает появляться на трекерах. Но стоит ли тебе тратить время на такую версию или лучше дождаться возможности увидеть второй «Аватар» на большом экране в 3D?
Джеймс Кэмерон, который бесконечно снимает сиквел «Аватара», начал превращаться в мем. Да, так и было: Кэмерон «заперся» в Новой Зеландии, не занимаясь практически ничем, кроме сиквелов «Аватара». А в работе, напомним, уже третья, четвертая и пятая части. Друзья шутили, что «Аватар-2» выйдет, когда его уже никто не ждет.
За 13 лет повзрослели не только мы с тобой, но и создатели, и персонажи фильма. Темы картины стали тоже заметно «взрослее», что ли. Джейк Салли (Сэм Уортингтон) и его жена Нейтири (Зои Салдана) теперь родители. Джейк по этому поводу так и говорит: «Не заметил, как детей стало четверо».
Злобный полковник Куотрич живее всех живых: его сознание перед гибелью от стрелы Нейтири в первой части, оказывается, было сохранено в виде резервной копии, а затем перенесено в искусственно созданный аватар. В общем, злодей теперь такой же синий и с таким же хвостом, как и главные герои — семейка Салли. Фразочка «Здесь вам не Техас» и маниакальное желание найти и убить Джейка по-прежнему при нем.
И если в первой части главные герои могли безрассудно прыгнуть в пропасть — в надежде, что внизу будут мягкие листья, которые их спасут, то теперь собственное выживание не на первом месте. Герои более ответственны, потому что у них дети. В какой-то момент Джейк Салли принимает решение покинуть На-ви, чтобы не навлекать на свой клан опасность. Приют семья беженцев находит у островных жителей Меткаина. Жену вождя играет Кейт Уинслет, впервые появившаяся у Кэмерона со времен «Титаника».
Будь готов, что время от времени в фильме включается режим HFR (High Frame Rate) — 48 кадров в секунду, при том что в остальное время привычные 24 кадра. По мнению Кэмерона, так трехмерные экшен-сцены меньше смазываются. Результат спорный.
Кто-то этого совсем не заметит, кому-то по барабану, но нам это напомнило «провисание» FPS в играх. Причем в обратную сторону, при переключении частоты кадров. «Плавные» же сцены благодаря этому больше напоминают игры или видео, чем кино. В общем, мы предупредили.
Очень много шума было из-за сумасшедшей подготовки актеров к водным сценам. Им пришлось не только пройти профессиональный курс дайвинга в океане, но и научиться играть в боевых сценах на глубине, быть актерами, выражать эмоции. Целый год ушел на то, чтобы актеры научились плавать, сохранять спокойствие и задерживать дыхание под водой.
Кейт Уинслет в какой-то момент побила рекорд Тома Круза и не дышала больше семи минут, под конец не понимая, жива она или нет. Но вот что странно: совершенно непонятно, зачем так мучили актеров, если в кадре трехмерные персонажи и динамичный монтаж.
Создатели идеально передали все движения людей и животных в воде, но именно актерский труд и тренировки теряются в буйстве красок компьютерных пейзажей. И если бы ты не знал этого бэкграунда, то вряд ли бы понял, чем плавающий Джейк отличается от какой-нибудь плавающей Лары Крофт в игре.
Вода, океан — любимая стихия Кэмерона. «Бездна», «Титаник», документальные проекты, где он исследовал океаны. Он провел немало времени на глубине, в том числе в Марианской впадине, самом глубоком месте планеты. Теперь «Путь воды» — зрелище, конечно, невиданное.
Реальные чудеса и краски океана словно гиперболизированы. Герои теперь катаются на водоплавающих динозаврах и дружат с огромными существами, похожими на китов. Кэмерон в какой-то момент изучает подводный мир Пандоры с дотошностью Жака-Ива Кусто, но лишь до того момента, как зритель начинает зевать и перестает переваривать визуальные «вкусняшки». Затем начинается отличный экшен, война злодеев и Салли.
Интересно, что сцены на китобойном судне, которое в какой-то момент захватывает Куотрич, неожиданно напоминают боевики 90-х. Вспомни все эти корабельные рубки в духе фильмов с Сигалом или Ван Даммом. Здесь Кэмерон будто возвращается ко временам «Терминатора» или «Правдивой лжи»: ракеты, гранаты, железо, горящее в керосине — все так, как ты любишь.
Что касается просмотра на видео, то не думаем, что это сработает. Вся эта детализация, ради которой затевают «Аватары», просто смажется в мерцающую кашу. Вместо красивой рыбки будет в лучшем случае светлое пятнышко. То есть увидеть фильм получится, а побывать на Пандоре — не очень. Звук, цвета, 3D, в конце концов, — это тот редкий фильм, где все работает на высшем уровне. Такие фильмы делают для большого экрана, пираты тебя на спасут, увы.
«Аватар 2» — не просто еще один фильм. Это, безусловно, некая отметка — этап развития кино. Выход новой части можно сравнить с выходом новой игровой консоли: еще больше детализация, еще круче разрешение, еще больше объектов на экране. Формат сценария и техническое воплощение идеально совпадают.
Можно ли сказать, что сюжет проигрывает технологиям? Не совсем. Следить за действием интересно, никогда не знаешь, какие чудеса ты увидишь через минуту. «Аватар 2: Путь воды», по сути, авторское кино: Джеймс Кэмерон — и режиссер, и продюсер, и единоличный автор сценария.
Больше того, недавно он заявил, что нет другого режиссера, который мог бы снять следующий «Аватар». Возможно, поэтому продолжения были запущены в производство одновременно, чтобы могли выходить ежегодно. У 70-летнего Кэмерона физически нет еще сорока лет, чтобы сохранять темп, заданный между первой и второй частями. Так что есть все шансы, что ближайшие декабри будут зрелищными.