Какое у вас отношение к столь неоднозначному персонажу, как кардинал Ришелье?
Такие персонажи остаются в тени: у них есть инструменты, но не титул. Всегда интересно вспоминать, что короли, например Людовик XIII и Людовик XIV, приходили к власти, будучи детьми, окруженные взрослыми и еще не знающие о том, как устроено королевство. Ришелье пришлось молча проглотить несколько горьких пилюль, а также сохранять невозмутимое выражение лица в разгар перепадов политических настроений. Таким персонажам все сходит с рук. Они никогда не забывают об основополагающей стратегии, цели, которую хотят достичь.
Но, как и в классической трагедии, сентиментальность ставит под угрозу способность к самообладанию. Поэтому серый кардинал должен оставаться хладнокровным. Он наблюдает, проводит связи, управляет ходом событий. Но зависть, огромное разочарование копятся внутри него. На кого на самом деле работает Ришелье? На короля? На королеву? Знает ли он сам? Он использует свой интеллект и способность предвидеть события.
Забавно наблюдать за этим маневрированием, не зная, какова его цель. Ришелье не принадлежит ни к одному клану. Он замкнут. И это делает его положение затруднительным. Кроме того, возможно, что для короля он играет роль отцовской фигуры. Но отец должен быть убит…
Насколько ваш экранный Ришелье другой, чем все предыдущие?
Прежде чем вжиться в роль, мне нужно было узнать, каким режиссер видит этого персонажа. Я быстро понял, чего надо Мартену Бурбулону: чтобы герой был внушительным физически. На первый взгляд такое радикально противоречит классическому представлению зрителей о персонаже.
Ришелье в основном известен как священнослужитель, мелькающий на заднем плане и дергающий за ниточки, чьим оружием являются интеллект, двуличие, способность критически оценивать ситуацию. Его хитрость превосходит физическую силу, он производит впечатление далеко не словами.
Мартен также сказал мне, что хотел бы, чтобы было невозможно догадаться, о чем герой на самом деле думает. Это оказалось ключевым моментом для меня и вывело на интересную траекторию.
Что помогает Ришелье стать коварным интриганом?
Ришелье — это тот, кто потенциально мог бы высказать свое мнение, изменить ход дискуссии, но его долг — слушать. И Мартен снимал все сцены совещаний, как будто это были игры в покер в Лас-Вегасе. Мы пытаемся прочитать по лицам, понять, кто блефует, а кто нет. Самая простая невозмутимость кажется подозрительной. Я был удивлен количеством различных ракурсов, которые Мартен использовал для этих сцен. Но быстро понял, что это способ сделать игру более динамичной.
Актер Луи Гаррель некогда был вашим учеником. Забавно, что нынче все наоборот: он играет вашего повелителя Людовика!
Верно, я был молодым учителем. И с тех пор мы поддерживаем связь. Я думаю, он великолепен в роли Людовика XIII. Луи превращает персонажа в непредсказуемого короля. Его внешняя игра, а не внутренняя, завораживает. Я был действительно рад снова поработать с ним над этим фильмом. А также с Жюльеном Фрисоном, для которого я являюсь покровителем в «Комеди Франсез». Здесь он играет Гастона де Фуа и видит в Ришелье препятствие!
MAXIM напоминает, что французское кино было и остается красивейшим из искусств, доходящих до российского кинопроката. Небольшая шпаргалка на случай, если вы что-то упустили: Лучшие французские фильмы последних лет.