То ли это символично, то ли ни капельки, но «Золотая перчатка» выходит в российский прокат одновременно с другой кинолентой о реальном существовавшем маньяке-убийце: «Красивый, плохой, злой».
Ирония заключается в том, что «Красивый, плохой, злой» — экранизация биографии Теда Банди, самого обаятельного и привлекательного маньяка в истории Америки. Этот изверг и извращенец обладал невероятной харизмой и остроумием. Его показывали по ТВ, за ним тянулся шлейф фанаток, он даже женился, сидя в тюрьме в ожидании смертного приговора. Тед Банди умер на электрическом стуле молодым и красивым.
«Золотая перчатка» — полная тому противоположность. Это экранизация кровавых похождений Фрица Хонки — больного, хилого и неописуемо уродливого гражданина ФРГ, с которым продажные девицы даже за деньги отказывались спать. В историю он вошел благодаря маниакальной страсти убивать женщин. Как и Тед Банди. Да и прославились они практически одновременно. Только Фриц убивал страшных и падших: к нормальным телам у него тупо не было доступа.
По сути, пьяница Хонка — уродливый брат Банди. Как Де Вито и Шварценеггер в «Близнецах».
«Золотую перчатку» снял немецко-турецкий режиссер Фатих Акин, детство которого прошло как раз в тех кварталах Гамбурга, где орудовал психопат. Фатих Акин — имя важное в кинофестивальных кругах, однако за их пределами он практически никому не известен. Может быть, «Золотая перчатка» — его первый реальный шанс прославиться где-то на новом месте. Например, у любителей извращенных триллеров.
Его новая картина — это натуралистичное описание такого невообразимого дна, в которое снизу уже никто и никогда не постучит. Представь себе балабановский «Груз 200» в мире германовского «Трудно быть богом» и воображай дальше.
Гамбург семидесятых здесь — это филиал ада, причем головной. Концентрация уродов и сумасшедших такова, что неудивительно, что в их среде из грязи мог самозародиться маньяк Фриц Хонка.
Здесь все пьют не закусывая, горланят отвратные немецкие шлягеры, лапают за все, что выпирает из тела, жрут все, что не шевелится. А ведь они не дремучие хитровские отбросы из мемуаров Гиляровского, они — простые граждане Федеративной Республики Германия из днищенских кварталов, у них даже работа есть и отдельные квартиры.
«Золотая перчатка» — название уютной вонючей рюмочной, куда Фриц приходит после смены и ищет на свою голову приключений. По женской части. Ближе к ночи самые пьяные и страхолюдные уже готовы отправиться к нему на квартиру. Вернутся домой далеко не все.
При этом сам алкоголик Фриц настолько туп и труслив, что неспособен избавляться от тел, поэтому складирует их в своей квартире, выбешивая соседей запахом гнили (это не выдумка, так и было в самом деле).
Тупость Фрица придает фильму комический эффект. Зритель с твердыми моральными устоями понимает, что смеяться здесь не над чем. Но учти, что зритель с твердыми устоями вряд ли досмотрит фильм даже до середины. Так что, если хочешь смеяться, ни в чем себя не ограничивай. Сойдет за защитную реакцию.
Фильм этот жуток даже не сценами насилия или какими-то особо тошнотворными визуальными подробностями. Он страшен тем, что гиперреалистично воссоздал целый мир вокруг и внутри маньяка. То, что совершенно не удалось фон Триеру в его сходном по идее триллере «Дом, который построил Джек». Ближайшие аналоги тут другие. Два античных фильма-канона — австрийский «Страх» 1983 года и бельгийская черная комедия «Человек кусает собаку» 1992 года.
Перед нами незаурядный фильм, поэтому требуются ответы на два ключевых вопроса. Первое — чему нас учит это кино. Второе — стоит ли его смотреть.
Так вот оно нас не учит, оно просто делает нас сильнее. А вот насчет напутствий к просмотру... Знаешь, есть такие фильмы, которые можно отважиться смотреть лишь набрав воздух в легкие и резко нырнув в кинозал. Перекрестившись. Так вот, здесь надо набрать воздуха и перекреститься не перед просмотром, а перед тем, как фильм кому-то рекомендовать.
Золотая перчатка, Der goldene Handschuh, 2019, Германия/Франция. Режиссер: Фатих Акин. В главных ролях: Йонас Дасслер, Адам Боусдукс, Марк Хоземанн, Маргарете Тизель. В российском прокате с 30 мая 2019 года.
Все, что нужно знать про самые актуальные и интересные движущиеся картинки со звуком и сюжетом! На telegram-канале MAXIM: Кино и сериалы