Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

10 случаев, когда режиссер фильма ненавидел первоисточник

Некоторые умники берутся экранизировать книги и комиксы, которые ненавидят, или снимать сиквел к фильму, от которого их тошнит. Результаты бывают удивительные.

6 ноября 2022

Любой кинофильм — это всегда столкновение двух интересов: автора и инвесторов. Есть еще и третья сторона — зритель, только о ней часто забывают. Еще чаще забывают о четвертой стороне — тех, на чьих творениях базируется кинолента. В итоге мы имеем хаос, бардак, провалы и внезапные откровения.


10 случаев, когда режиссер фильма ненавидел первоисточник
Кадр из кинофильма Godzilla

10. «Годзилла» (1998)

Режиссер-постановщик Роланд Эммерих в принципе не был любителем японской Годзиллы, когда подписался адаптировать ее для нужд Голливуда. Он согласился снимать фильм, лишь когда ему разрешили все переосмыслить и дали карт-бланш нафантазировать чего угодно.

Вот его собственные слова: «Я никогда не был большим поклонником Годзиллы, это же просто детские капустники. Самодеятельность для друзей, которые придут поржать».

Идея снимать актера в костюме монстра его тоже бесила, он хотел превратить Годзиллу во что-то более стремительное и изящное. В общем, он затеял полную перезагрузку. Когда скандальный редизайн был впервые представлен продюсерам студии Toho, создавшей оригинальный фильм, они просто молчали несколько минут. Шок.

Фильм собрал денег не так много, как рассчитывалось. В прокате картину спасло то, что кино получилось зажигательным, а главное, большинству зрителей пофиг на оригинальную японскую кайдзю.


9. «Звездный десант» (1997)

Мы подробно расписывали всю петрушку, которой сопровождались съемки этого боевика, в статье «7 фантастических фактов о фильме „Звездный десант“». Хотя нам не жалко вкратце пересказать самое важное.

«Звездный десант» Пола Верховена — яркий пример того, как режиссер берет самые скудные кусочки из спорной книги и превращает их во что-то гораздо более интересное и занимательное.

Сатирический научно-фантастический боевик основан на одноименном романе Роберта А. Хайнлайна 1959 года, который весь напичкан милитаризмом и пропагандой очень сомнительных политических сентенций.

Верховен пытался читать книгу, но заявил, что она загнала его в тоску и повергла в депрессию. В итоге он снял фактически пародию на первоисточник! Обличительную сатиру против войны и пропаганды. Публика и критика впали в легкую оторопь, но со временем фильм стал культовым. Досмотрело-то его уж точно больше народу, чем читало первоисточник

10 случаев, когда режиссер фильма ненавидел первоисточник
Кадр из кинофильма Starship Troopers

8. «Мой ангел-хранитель» (2009)

Слезовыжимательная драма основана на популярном романе Джоди Пиколт о молодой девушке Анне, которая родилась просто для того, чтобы обеспечить свою тяжелобольную старшую сестру Кейт донорскими органами и кровью. Узнав, что ее родители хотят, чтобы она пожертвовала почку своей сестре, Анна подает в суд.

Фильм вызвал массу споров у поклонников книги из-за решения сценариста и режиссера Ника Кассаветиса изменить концовку. В книге (спойлер) Анна выигрывает дело, но погибает в автокатастрофе, и ее органы все равно передаются ее сестре, спасая ей жизнь.

Но, посетив неизлечимо больных пациентов во время подготовки к съемкам, Кассаветис предположил, что «на самом деле ни одна из реальных историй не закончилась бы так, как в книге».

Так что фильм заканчивается раскрытием того, что отказ Анны на самом деле был вызван поддержкой самой Кейт, которая не хотела, чтобы пожертвование повлияло на жизнь ее сестры, и в конце фильма она просто умирает от болезни.

Фанаты жаловались, что Кассаветис убил роман, однако, по мнению критиков, он поступил правильно. Концовка первоисточника была слишком уж сентиментальной и нелепой.

10 случаев, когда режиссер фильма ненавидел первоисточник
Кадр из кинофильма My Sister's Keeper

7. «Изгоняющий дьявола II: Еретик» (1977)

После колоссального триумфа «Экзорциста» 1973 года сиквел был неизбежен. Жаль только, что режиссер Уильям Фридкин и писатель Уильям Питер Блэтти решили не входить второй раз в ту же реку и отказались сотрудничать.

Британский режиссер Джон Бурман («Зардоз») был нанят снимать продолжение. Что особенно смешно, именно ему в свое время предлагали снять первую серию, но, по его мнению, роман был «довольно отталкивающим».

Тем не менее Бурман был заинтригован идеей создания более обнадеживающего, метафизического продолжения, противостоящего «уродству и тьме» фильма Фридкина. Особенно его возмущало, насколько «Экзорцист» был сосредоточен на «мучении ребенка», он хотел полностью от такого избавиться. То есть Бурман решил переосмыслить в сиквеле абсолютно все.

Критики и зрители после просмотра картины «Изгоняющий дьявола II: Еретик» были в ужасе и чувствовали, что их предали. Правда, у фильма есть свои фанаты.

10 случаев, когда режиссер фильма ненавидел первоисточник
Кадр из кинофильма Exorcist II: The Heretic

6. «Бегущий по лезвию» (1982)

Один из величайших фантастических фильмов Голливуда трудно назвать точной адаптацией новеллы Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».

Ридли Скотт не был в восторге от книги, он даже не смог ее осилить до конца перед съемками. «Честно говоря, я неспособен в такое вникнуть. Роман насыщенный, на 32 страницах около 17 сюжетных линий. Так что одна из проблем — превратить его в трехактную пьесу, которую можно экранизировать». Фактически Ридли Скотта спасли сценаристы.

Что же касается самого писателя, то он не успел увидеть готовое кино, хотя был сильно впечатлен первыми увиденными роликами. Скончался Филип К. Дик 2 марта 1982 года, за три месяца до премьеры.

10 случаев, когда режиссер фильма ненавидел первоисточник
Кадр из кинофильма Blade Runner

5. «Бэтмен» (1989)

Первая по-настоящему серьезная голливудская адаптация комикса удалась на славу и собрала великие деньги. И все равно многие фанаты обиделись на отход Тима Бертона и его сценаристов от канонов.

Во-первых, Бэтмен активно убивает людей на протяжении всего фильма, хуже всего то, что и сам Джокер гибнет от карающей длани Темного Рыцаря в кульминации.

Помимо этого Джокер переосмыслен как убийца родителей Брюса Уэйна, он не головорез Джо Чилл, как в комиксах. Еще режиссер наделил Брюса странностями — например, заставил супергероя спать вверх ногами, как летучая мышь.

Бертон, по его собственному признанию, не является поклонником комиксов, и, хотя ему нравились образы и идеи Бэтмена и Джокера, его не особо волновал стиль и сюжет комиксов.

Бертон говорил: «Причина, по которой я с детства не был поклонником комиксов, в том, что я никогда не мог понять, какой бокс я должен сейчас читать».

Он честно признался, что получил свою долю удовольствия от ревизионистского комикса о Джокере от Алана Мура «Убийственная шутка». И это заметно. Но что касается классических комиксов о Бэтмене, то он ими просто не интересовался и уж точно не испытывал желания точно повторять все на большом экране.

Бертону даже не понравился законченный фильм. Позже он заявил: «Мне полюбились его фрагменты, но весь фильм в целом скучен. Получился скорее культурный феномен, чем отличное кино».

10 случаев, когда режиссер фильма ненавидел первоисточник
Кадр из кинофильма Batman

4. «Звездный путь 2: Гнев Хана» (1982)

Давно доказано и даже не скрывалось, что Джей Джей Абрамс не являлся поклонником «Стартрека», когда снимал новый «Звездный путь» в 2009 году. Еще забавнее то, что и до него во франшизе попадались режиссеры-ненавистники.

Николас Мейер, который был сценаристом и режиссером культового гиковского фильма «Звездный путь-2: Гнев Хана», до начала работы не смотрел ни одного эпизода «Стартрека».

Его бесило, что фанаты и студия относились к «Звездному пути» как к неприкасаемой ценности. Он придерживался ровно противоположного мнения: «Звездный путь» выдержит исправления, не развалится. Мейер привнес на съемочную площадку «здоровое неуважение» и надеялся, что его взгляд со стороны сможет сгладить все «деревянные» элементы сериала.

В результате он оказался прав. «Гнев Хана» стал самым любимым киноэпизодом оригинальной серии. Мейер просто убрал скуку из «Звездного пути».

10 случаев, когда режиссер фильма ненавидел первоисточник
Кадр из кинофильма Star Trek II: The Wrath of Khan

3. «Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004)

Из четырех режиссеров, которые работали над восемью фильмами о Гарри Поттере, самый несочетаемый с остальными — это Альфонсо Куарон.

«Гарри Поттер и узник Азкабана» озадачил режиссера даже больше, чем ошеломил зрителей. Спустя много лет Куарон признался в интервью, что сначала он «высмеял» эту идею и не был заинтересован в адаптации материала, который он совсем не хотел читать.

Только когда его приятель-режиссер Гильермо дель Торо назвал его «высокомерным гребаным ублюдком», Куарон согласился прочитать первые три книги о Поттере и понял, что его первоначальный отказ был ошибочным.

Тем не менее Куарон много работал с автором Дж. К. Роулинг и студией, чтобы гарантировать, что его мрачное видение фильма не будет ограничено коммерческими требованиями. Он изрядно преуспел в создании новой атмосферы для серии. В заключение Куарон назвал это «двумя самыми сладкими годами своей жизни». Перевоспитался!

10 случаев, когда режиссер фильма ненавидел первоисточник
Кадр из кинофильма Harry Potter and the Prisoner of Azkaban

2. «Заводной апельсин» (1971)

Экранизация «Сияния» Стивена Кинга доказала, как мало Стэнли Кубрик заботился о том, чтобы придерживаться исходного материала. С «Заводным апельсином» все было еще сложнее: Кубрику категорически не нравился один важный аспект романа Энтони Берджесса.

Фокус был в том, что книга выходила в двух разных изданиях. Кубрику в руки сперва попал оптимистичный вариант, там главный герой Алекс Делардж переживает искреннее искупление в финале, становится хорошим. Режиссер подобный исход счел глупым и написал для фильма мрачную концовку, в которой Алекс остается социопатом.

Только потом Стэнли Кубрик с удивлением узнал, что его видение совпало с американским вариантом книги, где финал такой же безрадостный.

10 случаев, когда режиссер фильма ненавидел первоисточник
Кадр из кинофильма A Clockwork Orange

1. «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007)

К третьей картине про Спайдермена режиссер Сэм Рэйми столкнулся с нерешаемой личной проблемой. Ему не нравился новый суперзлодей — Веном.

По мнению Рэйми, Веному совершенно не хватало какой-то человечности, он понятия не имел, как это персонаж должен вести себя на экране. В результате получилась крайне нелепая трактовка всеми любимого суперзлодея, которая не работала ни с точки зрения кастинга, ни с концептуальной, ни с визуальной точки зрения, да еще портила все повествование. Другие герои фильма тоже перестали вызывать в нем энтузиазм.

Рэйми во всем потом признался: «Я пытался, но я действительно не верил во всех персонажей, а это невозможно скрыть от людей, которые любили Человека-паука».

В результате режиссер перечеркнул все свои отношения с этой вселенной и больше не возвращался к Человеку-пауку, хотя разговоров о четвертой серии было пруд пруди и денег бы на это не пожалели.

Мы писали об этой неприятной ситуации в другой статье — «Режиссеры, сильно ругавшие свои фильмы».

10 случаев, когда режиссер фильма ненавидел первоисточник
Кадр из кинофильма Spider-Man 3
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения