Александр Иванов

Интересно, почему самые гуманистические по посылу фильмы или книги — они же и самые жуткие? Как так вышло, что ради воспитания идеального ребенка мы обязаны заставить его читать, как глухонемой невольник топит любимую Муму в реке? И вот ребенок вырастает в большого, толстокожего взрослого, которого уже не пронять тонущими песиками. И тогда творцам приходится повышать градус жести многократно. Вот об этом и поговорим.

Фото №1 - 16 самых депрессивных фильмов на любой вкус

«Сатанинское танго», 1994

Венгрия. Режиссер Бела Тарр

Это как Тарковский, которого окунули в грязь и очень сильно замедлили. «Сатанинское танго» длится почти семь с половиной часов! В три раза дольше, чем другой прославленный фильм того же режиссера — «Туринская лошадь».

В картине почти ничего не происходит и мало что движется. В основном тебе демонстрируют жизнь вымирающей деревни и все больше загоняют молотом поглубже в атмосферу тоски, хандры и, наконец, депрессии. Топовый и обязательный представитель жанра «всё — тлен».

Кадр из кинофильма Sátántangó
Кадр из кинофильма Sátántangó

«Пианист», 2002

Франция. Режиссер Роман Полански

Так и хочется ляпнуть, что это наш любимый фильм о холокосте, однако прозвучит такое странно — как будто нам нравится холокост. Лучше промолчим.

«Пианист» Романа Полански кардинально отличается почти от всех современных картин про геноцид и лагеря одним ключевым фактом: режиссер пережил многое из описанного сам. Он провел многие годы в еврейских гетто и потерял почти всю родню в нацистских концентрационных лагерях. Там жуткая история, даже не хочется вдаваться в подробности.

Герой «Пианиста» имеет своего реального прототипа, и это, само собой, не Полански, а еврейский музыкант Владислав Шпильман. Фильм отслеживает всю его борьбу за выживание с прихода немцев в Варшаву и до окончания Второй мировой. Сразу предупреждаем: здесь не будет духоподъемных речей в стиле «Списка Шиндлера».

Кадр из кинофильма The Pianist
Кадр из кинофильма The Pianist

«Груз 200», 2007

Россия. Режиссер Алексей Балабанов

Мало какой фильм в России ненавидят больше, чем ретротриллер Балабанова о маньяке из органов милиции. Антисоветчина, поклеп, безвкусица и вражеская заказуха — список хейтерских тегов можно продлевать бесконечно. А раз люто ненавидят, значит, задело за живое. Фильм и впрямь режет по живому.

Редкий случай, когда восьмидесятые в кино выглядят жутче девяностых.

Кадр из кинофильма «Груз 200»
Кадр из кинофильма «Груз 200»

«Смерть в Венеции», 1971

Италия. Режиссер Лукино Висконти

Экранное переосмысление повести Томаса Манна об увядающем интеллигенте, который попадает на венецианский курорт в самый разгар эпидемии холеры. Половина города тихонько вымирает, другая половина старается не замечать происходящего. Нелепость апокалиптического бытия обостряется внезапно вспыхнувшей страстью, и герой фильма влюбляется совсем не в девушку, отнюдь. Не фильм, а высший пилотаж безысходности из 70-х.

Кадр из кинофильма Morte a Venezia
Кадр из кинофильма Morte a Venezia

«Меланхолия», 2011

Дания. Режиссер Ларс фон Триер

Не самый устрашающий фильм Триера (у него в активе «Антихрист» и «Догвилль»), зато наиболее эффективно транслирующий мысли о тленности бытия. Главная героиня впадает после свадьбы в депрессию и ждет конца света, наблюдая, как к Земле движется планета Меланхолия.

В отличие от большинства картин про тлен и безнадегу, «Меланхолия» Триера снята не по колено в дерьме, а наоборот, она предельно живописна. Да еще постоянно подзвучивается Рихардом Вагнером.

Кадр из кинофильма Melancholia
Кадр из кинофильма Melancholia

«Экстаз», 2018

Франция. Режиссер Гаспар Ноэ

Еще одна удручающая картина невиданной красоты. Красоты музыки, кадра и танца. Девяностые годы, труппа молодых и амбициозных танцоров закатывает вечеринку после тяжелых репетиций. Никто еще не знает, что вечеринка пройдет еще тяжелее. Артистов накрывает тайфун паранойи и галлюцинаций, после чего все начинают вытворять такое, что не в каждом фильме Триера и Балабанова увидишь. Кино категории «раз увидев, не развидишь уже никогда». Мощнейшее высказывание о мгновенной деградации и потере человеческого облика.

Кадр из кинофильма Climax
Кадр из кинофильма Climax

«Монстр», 2003

США. Режиссер Пэтти Дженкинс

Настоящая американская чернуха. Пэтти Дженкинс экранизировала похождения серийной женщины тяжелого поведения, которую звали Эйлин Уорнос и которая в самом деле отправила на тот свет семерых мужиков. Шарлиз Терон ради фильма провернула самое дичайшее преображение внешности в истории «Оскаров». Однако она еще не самое жуткое зрелище в этой картине о придорожном дне Америки. Да-да, мы имеем в виду именно дно.

После «Монстра» Пэтти Дженкинс на долгие годы исчезла из кино, а вернулась уже с двумя нравоучительными феминистическими безделушками про «Чудо-женщину».

Кадр из кинофильма Monster
Кадр из кинофильма Monster

«Лабиринт фавна», 2006

Мексика — Испания. Режиссер Гильермо дель Торо

Создать депрессивное фэнтези — это, без шуток, выдающееся достижение. Сама мысль о подобном вызывает хтонический ужас. Картина и в самом деле рассказывает о том, как детские кошмары пытаются вытеснить кошмары реальные.

Дель Торо героически шел к «Лабиринту фавна» — фильм должен был стать вторым элементом трилогии о кошмарах испанской гражданской войны. Первым был «Хребет дьявола», а третью часть так в итоге никто и не увидел. «Лабиринт фавна» — это «Алиса в Стране чудес» для тех, кто рос с деревянными игрушками и мертвыми родителями. Терри Гиллиам двумя годами раньше снял нечто родственное духом — «Страну приливов» (пользуясь случаем, тоже рекомендуем).

Кадр из кинофильма El laberinto del fauno
Кадр из кинофильма El laberinto del fauno

«Джонни взял ружье», 1971

США. Режиссер Далтон Трамбо

Тот самый фильм, нарезку из которого мы все видели в клипе группы Metallica «One». У нас есть отдельный материал о том, как оно так получилось: История одной песни: «One» Metallica, 1988.

Трамбо — некогда опальный американский сценарист, про которого в 2015 году сняли кинофильм с Брайаном Крэнстоном в главной роли. «Джонни взял ружье» первоначально был книгой, написанной самим Трамбо, потом он же решил экранизировать ее самостоятельно.

Сюжет очень милый: солдат попадает под артиллерийский обстрел на Первой мировой, после чего превращается в полный овощ. У нет нет рук, нет ног, нет глаз. Но и умирать ему доктора не дают, так он для них — прелюбопытный экземпляр для наблюдений.

После этого кино любая мерзость, которую преподнесет тебе жизнь, будет казаться комариным укусом.

Кадр из кинофильма Johnny Got His Gun
Кадр из кинофильма Johnny Got His Gun

«Забавные игры», 1997

Австрия. Режиссер Михаэль Ханеке

Уроженец Мюнхена Ханеке — вредитель мирового фестивального масштаба, над каждым вторым его фильмом можно разрыдаться, повалиться без чувств и больше никогда не подняться.

«Забавные игры» — его самый знаменитый труд, причем снятый два раза. Сперва в Австрии в 1997 году, а десять лет спустя — в Голливуде с Наоми Уоттс и Тимом Ротом. Обе версии практически идентичные, так что выбор за тобой. Мы все же склоняемся к оригиналу.

«Забавные игры» — кино совсем не о депрессии, а о беспредельном отчаянии. Сюжет прост и укладывается в одно предложение: двое молодых и преуспевающих садистов захватывают в плен семью и начинают развлекаться. Звучит жутковато, однако смотрится еще жутче.

Кадр из кинофильма Funny Games
Кадр из кинофильма Funny Games

«Мученицы», 2008

Франция. Режиссер Паскаль Ложье

Еще один знаменитый в узких кругах фильм-пытка. Жанрово — чистый хоррор. Да и начинается как забористый, но обычный триллер о пропавших детях. Чем ближе к финалу, тем более зритель начинает понимать, что кино сворачивает куда-то не туда. Туда, где находиться не хочется. Половина досмотревших до конца, кажется, об этом жалеет по сей день.

В 2015 году американцы сняли совершенно беззубый ремейк, так что будь бдителен, тебе могут подсунуть подделку!

Кадр из кинофильма Martyrs, 2008
Кадр из кинофильма Martyrs, 2008

«Иди и смотри», 1985

СССР. Режиссер Элем Климов

Одно из последних высказываний советского кинематографа о Великой Отечественной. И самое громкое. Более двух часов бесконечной боли вперемежку с ненавистью. Ну или со смирением — это уже от конкретного зрителя зависит. Кино о том, как 16-летний мальчик сталкивается с войной и сходит с ума вместе со всем окружающим миром.

Тот случай, когда можно уверенно заявить: «Если ты хочешь увидеть лишь один фильм о войне, то лучше взяться за этот».

Кадр из кинофильма «Иди и Смотри»
Кадр из кинофильма «Иди и смотри»

«Нити», 1984

Британия. Режиссер Мик Джексон

Победитель нашего рейтинга лучших постапокалиптических фильмов. Отснятая в документальной манере постановка о том, как жители промышленного английского городка переживут (или не переживут) глобальную войну и ядерную зиму. Про атомные бомбардировки сняты сотни лент, но именно «Нити» достигли максимального, термоядерного накала. Нет, не в показе спецэффектов, а в параде нон-стоп страданий, увечий, унижений, болезней и безнадеги.

И да, ты можешь избежать участи героев депрессивных фильмов, если не будешь болеть раком, впускать незнакомых людей, ездить в Венецию в разгар эпидемии. Но от ядерной бомбежки ты все еще не застрахован.

Кадр из кинофильма Threads
Кадр из кинофильма Threads

«Реквием по мечте», 2000

США. Режиссер Даррен Аронофски

Как прошло шесть лет с момента смерти Курта Кобейна, так молодежь уже стала подзабывать, что наркотики — это отрава и зло. Картина Аронофски с Джаредом Лето, Марлоном Уайансом и Дженнифер Коннелли вышла более чем вовремя. И более чем страшной.

Снимать фильмы о вреде наркоты легко: надо, чтобы все на экране как можно чаще помирали от передоза и СПИДа. С печатью нехотенья умирать на лице. «Реквием по мечте» — на порядки выше всех этих дешевых трюков. Здесь наркотик притворяется другом, а затем калечит всех, кто ему доверился. По сути, это самый мрачный в истории фильм о предательстве.

Кадр из кинофильма Requiem for a Dream
Кадр из кинофильма Requiem for a Dream

«Левиафан», 2014

Россия. Режиссер Андрей Звягинцев

Беспросветное кино о борьбе с системой, которая кажется непобеждаемой по определению. Да еще с гнетущими видами Мурманской области из окна. Село Териберка с тех пор стало модным туристическим пунктом, однако, уверяем, до фильма это была воистину глубочайшая дыра мира.

В 2014 году драме Звягинцева с Алексеем Серебряковым в главной роли досталось на орехи. Тогда каждое второе фестивальное кино обвинялось в очернении российской действительности. Какое же это очернение? «Левиафан» — элементарно противоядие против всех бесчисленных «Ёлок».

Кадр из кинофильма «Левиафан»
Кадр из кинофильма «Левиафан»

«Золотая перчатка», 2019

Германия. Режиссер Фатих Акин

Давай поговорим лучше об очеренении немецкой действительности. Кинобиография маньяка Фрица Хонки жанрово перекликается с опусом «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера, только она зубастее и макабричнее. И без всякой эстетской отстраненности. Наоборот, полное погружение по самую макушку в быт маньяка, в его смрадные мыслишки.

«Золотая перчатка» — это окончательное дно, в которое снизу уже никто не постучит. Филигранная реконструкция ада в отдельно взятом жилом квартале города Гамбурга. Фильм, который делает сильнее тех, кто досидел до конца и чудом не скопытился.

Кадр из кинофильма Der goldene Handschuh
Кадр из кинофильма Der goldene Handschuh

Не стоит впадать в уныние после просмотра всех этих фильмов (как наш автор, писавший статью). Повеселеть тебе поможет сборник лучших анекдотов с черным юмором!