Фото №1 - 11 знаменитых фильмов, в успех которых никто не верил
Кадр из фильма «Район № 9»

Фото №2 - 11 знаменитых фильмов, в успех которых никто не верил
Joker

«Джокер», 2019

«Джокер» был сугубо личным проектом двух энтузиастов — постановщика Тодда Филлипса и артиста Хоакина Феникса. Студийные боссы из вежливости и уважения согласились финансировать затею, только вот потом принялись урезать бюджет все сильнее и сильнее — в надежде, что Тодд и Хоакин откажутся от этой идиотской затеи. Но эти двое не отказались и работали почти за бесплатно.

Лишь после «Золотого льва», полученного на Венецианском фестивале, студия поняла, что у нее все козыри на руках и джокер тоже. В последний момент фильм бросились раскручивать изо всех сил.


Фото №3 - 11 знаменитых фильмов, в успех которых никто не верил
Casablanca

«Касабланка», 1942

Работа над «Касабланкой» начиналась совершенно рутинно, для всех занятых сотрудников это был проходной конвейерный проект со средним бюджетом. К тому же это не экранизация бестселлера или бродвейской постановки. Хуже всего, что кино доделывалось в страшной спешке: надо было приурочить выход к одной важной политической дате.

Набрали самых недорогих доступных актеров — почти все были звездочками европейского кино, которые из-за войны остались без работы. Пожалуй, единственным коммерческим решением стало увольнение Рональда Рейгана, вместо него призвали куда более кассового актера Хамфри Богарта.

Фильм окупился в прокате, хотя хитом не стал. Сюрпризом оказался «Оскар» в категории «Лучший фильм» (плюс еще два). И все же ушло еще немало лет, прежде чем «Касабланка» стала не просто классикой, но и общепризнанным любимцем публики. Как у нас «17 мгновений весны».


Фото №4 - 11 знаменитых фильмов, в успех которых никто не верил
Особенности национальной охоты

«Особенности национальной охоты», 1995

Середина девяностых — худший период во всей истории русскоязычного кино. Снимали мало, снимало дешево, снимали плохо. А то, что в итоге снимали, — никто и не смотрел вовсе. При наличии видеомагнитофона в каждом доме платить деньги за российское кино — за одну такую мысль тебя бы подняли на смех собственные куры.

Сам режиссер Александр Рогожкин не очень понимал, что снимает. С одной стороны, вроде выходила комедия, а ведь по замыслу это было лирическое кино, которое бы увидели только несколько сотен человек на наших доморощенных кинофестивалях.

С фестиваля-то все и началось: «Особенности» заработали Гран-при на «Кинотавре». А когда первые видеокассеты привезли на Горбушку, продавцы принялись раздавать кассеты своим друзьям со словами: «Это должен увидеть каждый!» Слава о фильме принялась стремительно разбегаться по закоулкам России.


Фото №5 - 11 знаменитых фильмов, в успех которых никто не верил
Mad Max

«Безумный Макс», 1979

Австралийский постапокалипсис, снятый за 300 тысяч долларов никому не известными людьми. У такого кино никаких шансов. Монтаж и работу со звуком авторы доделывали у себя по домам (в 1979 году, без всяких компьютеров!) — то есть экономили на всем. А для американского зрителя фильм пришлось переозвучить, чтобы убрать стремный австралийский акцент.

Загадочным образом за последующие два года «Безумный Макс» собрал больше ста миллионов долларов в мировом прокате. А главное, актер Мел Гибсон и режиссер Джордж Миллер стали очень большими шишками в Голливуде. И все благодаря одному трехкопеечному проекту молодости.


Фото №6 - 11 знаменитых фильмов, в успех которых никто не верил
Star Wars: Episode IV — A New Hope

«Звездные войны», 1977

Только автор фильма Джордж Лукас свято верил в то, что создает нечто важное. Остальные не разделяли его энтузиазма. Актеры откровенно, по их собственному признанию, валяли дурака на съемочной площадке. Кроме Алека Гиннесса, который там был единственным профессионалом.

Студийные боссы тоже не особо были рады, что ввязались в столь обременительную авантюру. И даже передали права на сувенирную продукцию Джорджу Лукасу, лишь бы его услуги обошлись как можно дешевле.

Все были настолько убеждены в грядущем фиаско, что неуверенность передалась и самому Джорджу Лукасу: он сбежал с премьеры, боясь стать свидетелем провала.

Меньше всего картина нужна была кинотеатрам. Лишь 40 кинотеатров согласились взять этот фильм для показов. Студии пришлось надавить — дескать, не возьмете «Звездные войны», оставим вас без блокбастера «Обратная сторона полуночи».

Остальное тебе известно.


Фото №7 - 11 знаменитых фильмов, в успех которых никто не верил
District 9

«Район № 9», 2009

Маленькое независимое кино, которое продюсер Питер Джексон позволил снять своему молодому товарищу из ЮАР Нилу Бломкампу — чисто утешить, ведь их оставили без работы, закрыв проект по экранизации игры «Halo».

Джексон как мог помогал с организацией и советами, да только сам был занят куда более амбициозным проектом — триллером «Милые кости», на который у него были большие планы.

«Район № 9» настолько никто не ждал, что в России он вышел раньше, чем в большинстве других стран мира. Как только он стал сенсацией, иностранцы массово бросились скачивать «экранки» с русским дубляжем!

В итоге «Милые кости» со свистом пролетели мимо всего, а «Район № 9» стал одним из главных кинособытий года и заслуженно номинировался на «Оскар» в категории «Лучший фильм».

Забавная судьба Питера Джексона у нас освещена в отдельном (не очень длинном) материале.


Фото №8 - 11 знаменитых фильмов, в успех которых никто не верил
Холоп

«Холоп», 2019

Никто даже не понял, как и почему это произошло. На вид совершенно проходная и не хватающая звезд комедия о злоключениях мажорного сынка вдруг порвала прокат. В 2020 году «Холоп» собрал по кинотеатрам три миллиарда рублей, что сделало его самым кассовым нашим фильмом за всю историю.

Обрати внимание: «Холопа» рекламировали и втюхивали зрителю далеко не так усердно, как главных конкурентов: фантастику «Вторжение» и костюмную драму «Союз спасения».

Почему этот фильм взлетел — это, скорее, тема для диссертации, чем для маленькой рецензии. Есть подозрение, что успех может оказаться штучным и повторно такой же фокус не сработает. Потому что в чем фокус — непонятно.


Фото №9 - 11 знаменитых фильмов, в успех которых никто не верил
The Blair Witch Project

«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», 1999

«Безумный Макс» считался самым коммерчески успешным низкобюджетным фильмом в истории. «Ведьма из Блэр» переборщила с зельями и побила безумный рекорд Макса: она стоила 60 тысяч долларов, а в прокате собрала почти 250 миллионов!

Специалисты считают, что феноменальным успехом картина обязана в первую очередь новаторскому и грамотному маркетингу. «Ведьма из Блэр» — первый кинофильм, который агрессивно раскручивался именно в Интернете. К тому же саму историю в Сети подали так, будто это и в самом деле реальная неразгаданная загадка найденной пленки.

По сути, это первый «вирусный» кинофильм. До россиян этот пиар по понятной причине не добрался, потому то у нас все удивились столь оглушительному успеху.

И все же следует признать: 250 миллионов сборов — невероятный сюрприз даже для тех, кто с самого начала верил в успех «Ведьмы». Они бы и 25 миллионов сочли джекпотом.


Фото №10 - 11 знаменитых фильмов, в успех которых никто не верил
Rocky

«Рокки», 1976

Сильвестр Сталлоне написал сценарий за три дня под впечатлением от телетрансляции финала по боксу — показывали бой Мохаммеда Али и Чака Уэпнера. Сталлоне был настолько чокнутым, что не продал сценарий богатой студии: он хотел сам сняться в этой картине в главной роли, а на такую авантюру никто не соглашался.

В конце концов он выбил под эту постановку 960 тысяч долларов. Меньше миллиона! По большому счету, кинокомпания United Artists вложилась в «Рокки» лишь потому, что на них висел один очень рискованный дорогой проект и им хотелось подстраховать риски с помощью нескольких дешевых фильмов. В итоге так и вышло: 14-миллионный «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Мартина Скорсезе провалился в прокате, а «Рокки» вытащил кинокомпанию из финансовой дыры.


Фото №11 - 11 знаменитых фильмов, в успех которых никто не верил
Slumdog Millionaire

«Миллионер из трущоб», 2008

Режиссер Дэнни Бойл на много лет засел в безопасную нишу — снимал фильмы в среднем по 15 миллионов долларов, что сущие копейки. С одной стороны, ему уже не светили какие-то мегахиты, с другой — можно делать все, что хочешь, и не разорить своих инвесторов.

Одним из таких небогатых проектов был «Миллионер из трущоб» — экранизация какого-то индийского романа, без единой кассовой звезды на экране.

Сам сюжет и настроение фильма предполагали, что он найдет своего зрителя. Только в итоге все расчеты оказались неверными, и слава фильма вышла из-под контроля. Он собрал денег в 20 раз больше, чем было затрачено на съемку. И взял восемь «Оскаров»!


Фото №12 - 11 знаменитых фильмов, в успех которых никто не верил
American Beauty

«Красота по-американски», 1999

Боссы из Dreamworks были уверены, что на руках у них — мертвый фильм, который принесет сплошные убытки. Хорошим было лишь то, что он не стоил каких-то сумасшедших денег, обошелся где-то в 15 миллионов долларов.

Причин для сомнений хватало. Режиссер Сэм Мендес был новичком, а сценарий был взят у какого-то телевизионного ремесленника. Да и сама тема сюжета, мягко говоря, провокационная. В придачу ко всем неприятностям режиссер требовал на главную роль Кевина Спейси, а боссы считали, что прибыльным проект станет только при участии Брюса Уиллиса, Кевина Костнера или, на худой конец, Джона Траволты.

Кино сперва «потащили» критики: они были в полном восторге. А дальше зритель уже и сам сориентировался, занеся в кассу 356 миллионов. На этом этапе «Оскар» был практически неизбежен.