Ну признайся, тебе ведь интересно, что так отчаянно дымит из кабины этого древнего грузовика? Вообще-то, если в автомобиле родом из СССР, что-то дымит, парит или коптит, это еще не повод для паники. Даже наоборот — выходит, еще есть чему дымить! Но этот конкретный случай особенный. Ведь экспериментальный грузовик НАМИ-012, изображенный на снимке, работал не на бензине, а на древесных чушках. Можно сказать, что дым идет из печной трубы…

Фото №1 - Советский грузовик, который работал на дровах
Фото №2 - Советский грузовик, который работал на дровах

В прежние годы автомобили, работавшие на альтернативных бензину и солярке видах топлива, появлялись в кризисных ситуациях. Например, в период Второй мировой, когда с нефтью была напряженка. Однако НАМИ-012 начали разрабатывать уже после войны. Не то чтобы в стране наблюдался дефицит нефти, но в некоторые места ее было сложно доставлять. Например, на лесозаготовки.

Тогда кому-то шибко умному и пришла в голову светлая идея: мол, лесовоз может не только перевозить дрова, но и работать на них. Это вообще очень удобно, когда топливо растет буквально вдоль дороги.

Фото №3 - Советский грузовик, который работал на дровах

НАМИ-012 построен на базе ярославского грузовика ЯАЗ-200. У того отпилили капот, а сразу за кабиной водителя организовали машинное отделение: котел, паросиловая установка, конденсатор, электромотор для предварительного розжига и другое оборудование. Все это напоминало конструкцию паровоза, и все это, как ни странно, работало.

Мощность древесного грузовика была небольшой — всего около 100 «лошадей», зато крутящий момент — паровозный: 2350 Нм уже на 100 об/мин! Поэтому, даже несмотря на большую массу — машинное отделение весило хорошо за тонну, — НАМИ-012 ездил и разгонялся быстрее дизельного ЯАЗ-200, на базе которого был построен. На одном «баке», рассчитанном почти на 400 кг деревянных чушек, грузовик проезжал около 100 км.

Машинное отделение НАМИ-012. Да, тут без полбанки не разберешься…
Машинное отделение НАМИ-012. Да, тут без полбанки не разберешься…

Сложности были разве что с запуском: как и в случае с паровозом, на разведение паров НАМИ-012 уходило где-то с полчаса. Ну и заправка машины считалась уделом физически сильных и выносливых. В целом же этот грузовик с честью прошел все испытания и был рекомендован к производству, которое, как ты уже, наверное, догадался, так и не началось.

Почему? Отличный вопрос. Просто на сравнительных испытаниях выяснилось, что обычные бензиновые лесовозы по эффективности (стоимость перевозки единицы груза) уступают паровому НАМИ-012 лишь 10%. Ради такой безделицы решили не заморачиваться с налаживанием производства принципиально новой модели, и «Я есть Грут» с колесами отправился на задворки истории советского автопрома.

В пару к базовому НАМИ-012 построили еще и полноприводной НАМИ-018. Но в серию они не пошли вместе…
В пару к базовому НАМИ-012 построили еще и полноприводной НАМИ-018. Но в серию они не пошли вместе…

А эти модели, наоборот, получили признание. Читай также: «Экспортозамещение: советские и российские машины с иностранной пропиской».