Ваша международная сеть интерактивных развлечений называется «Клаустрофобия». А какими еще фобиями должен обладать идеальный клиент?

Наш идеальный клиент боится потратить слишком мало денег и оказаться на квесте всего один раз в жизни! Это шутка, конечно.

Если серьезно, то мы не занимаемся лечением или созданием фобий, наш идеальный клиент вообще не должен ими обладать. А свое название мы выбрали с отсылкой к истории появления квестов. Это игра в замкнутом пространстве, из которого нужно выбраться. Но наши шоу — это не про страхи, а про эмоции. Неспроста уже больше года мы называемся не сетью квестов, а именно сетью развлечений.

Фото №1 - Кто придумывает, строит квесты и опасны ли они для человека
Владимир Жиганов, генеральный директор сети развлечений «Клаустрофобия»

Как придумывается квест? Это какой-то безумный седой инженер чертит расчеты системы триггеров, ловушек, лабиринтов? Или собирается команда и весело, с попкорном сочиняет сюжет, а дальше как пойдет?

Все куда проще: мы изолируем нашего продюсера в подвале, и пока он не придумает крутой квест, не выпускаем. Только поесть иногда приносим.

Наверное, пора вводить новый термин — квестофобия?

Не торопитесь, это шутка. Все происходит куда прозаичнее. Для розничных квестов мы сначала выбираем какую-то интересную тематику, навеянную, например, популярными играми или фильмами. Дальше за стол садится творческая группа. Это сценаристы, гейм-дизайнеры, а если квест предполагает участие актеров, то еще и режиссеры с театральным опытом. Они пишут сценарий, встраивают в него загадки.

На этом этапе прописывается все до мелочей: сколько человек одновременно будут проходить квест, какого он жанра, какой сложности, выбирается площадь помещения, количество комнат внутри него. Потом механики выносят вердикт: что можно осуществить, а что лучше забраковать. Одна из фишек «Клаустрофобии» в том, что у нас в квестах загадки не повторяются. Если вы прошли один квест, а потом пришли на другой, то не сможете сказать: «О, вот эту седьмую загадку я в прошлый раз решал!» Если даже визуально она выглядит так же, механика повторяется, то разгадка точно будет другой.

Фото №2 - Кто придумывает, строит квесты и опасны ли они для человека
Квест «Алиса в Стране кошмаров»

Класс! Итак, как делаются загадки мы поняли. Что же дальше?

А дальше начинается реальное строительство. Создание одного квеструма в среднем обходится в 3-5 млн рублей, но все зависит от его технологичности, потенциальной аудитории, размеров помещения и многих других факторов.

Когда квест создан, его сначала тестируют на разных фокус-группах. Это могут быть эксперты, фанаты, энтузиасты, имеющие большой опыт игр, но не сотрудники компании. Цель этих прогонов в том, чтобы понять, соблюдена ли логика квеста, интересен ли он, могут ли случаться неисправности, потому что при нормальных условиях он будет часто эксплуатироваться. То есть на этом этапе могут потребоваться некоторые доработки. Только после всех этих процедур квест открывается для посетителей.

Вы сами как впервые подсели на эти квесты? Был какой-то переломный момент, опыт?

Впервые я попал на квест в 2014 году. Сертификат мне подарили друзья, как говорится, ради хайпа. Мне показалось, что это интересное развлечение. Под определенным углом — альтернатива кино, театрам, концертам. Я сразу заинтересовался этим направлением с точки зрения бизнеса и в течение трех лет занимался квест-проектами, а теперь уже около года являюсь руководителем «Клаустрофобии». Надо заметить, наш клиент как раз тот человек, который ищет альтернативу обычным развлечениям, выбирая поход на квест 2-4 раза в год.

Что самое сложное в создании квеста или иммерсивного шоу? Ну, кроме добычи денег на постановку.

Удержать внимание и подарить яркие эмоции, которые будут направлены не на одного участника, а на всю команду. Мы считаем успехом, если клиенты после прохождения обсуждают антураж, свои действия, делятся успехами и неудачами в решении загадок. Каждый квест — это маленькая часовая экскурсия в другую реальность. И здесь самое сложное, чтобы люди разного возраста, материального положения, социального статуса смогли на выходе получить один и тот же положительный эффект. По большому счету, они ведь платят не за взаимодействие с актерами или рассматривание декораций. Все это можно получить в музее, на арт-выставке. К нам они приходят за порцией определенного удовольствия. И вряд ли за одной.

Поговорим о технике. Есть в мире квестов и спектаклей устройства или технологии, которые сейчас настолько новые и крутые, что мы удивимся? Насколько вообще быстро прогрессирует этот жанр?

Фото №3 - Кто придумывает, строит квесты и опасны ли они для человека

Если мы сегодня проведем опрос людей на улице, то у большинства квест будет ассоциироваться с замками, ключами, дверьми. Но это устаревшее восприятие. На современных квестах уже вряд ли можно найти что-то связанное с такими простыми действиями, как поиск ключей.

Сейчас квест — это высокотехнологичный продукт с использованием всех доступных технологий. Например, многоканальный объемный звук, высокоскоростные контроллеры управления, сенсоры, лазеры, VFX, а также AR- и VR-технологии. То есть применяются все достижения науки XXI века, и наши клиенты знают, как это работает. Приведу в пример квест «Тайны Теслы», который относится к категории «очень сложные». Если без спойлеров, то при его прохождении можно увидеть разные эксперименты Теслы.

Цивилизация не стоит на месте, и все наработки науки и техники мы внедряем у себя. Понятно, что не изобретаем платы и чипы с нуля, но тот или иной софт программируем, адаптируем под нужные задачи.

А откуда берутся актеры для ваших квестов и шоу? Они любители или профессионалы, которых «воруют» из театральных училищ?

Я нередко хожу по театрам в поисках талантов. И после спектакля указываю своим помощникам, кого нужно выкрасть из гримерки.

Опять шутите?

Провоцируете. На самом деле все наши актеры имеют профильное образование, многие являются артистами театра и кино. Разумеется, они не звезды первой величины, но их, как минимум, можно увидеть в сериалах, которые идут по телевизору. Так, на данный момент одна из актрис участвует в шоу на телеканале «ТНТ», другая снимается в сериале для ВГТРК. У нас они на подработке. Театр и кино не могут их полностью загрузить, поэтому ребята приходят к нам, получают дополнительный опыт работы. И, самое главное, им самим это нравится.

При словах «квест» и «выживание» мы тут, в редакции MAXIM, тотчас представляем клоуна с бензопилой. А какая у вас ассоциация первого порядка?

В нашем случае, скорее, это будет перечеркнутый клоун. Как на плакате «Не курить», только в данном случае — «Не пилить». Все дело в том, что квест — это про безопасность. У нас ежемесячно играют 50 тысяч человек, и за год происходит максимум 3-4 инцидента, самый распространенный — клиент прищемил палец. Мы очень тщательно следим за безопасностью, работает целый отдел контроля и качества.

И эмоций плохих у посетителей не бывает?

Самая плохая эмоция, которая накрывает наших посетителей, — они сильно грустят, когда редко у нас бывают.

Научно на этот вопрос отвечает статистика. После каждой игры, если клиенты не против, мы делаем совместную фотографию на локации, и 90% участников улыбаются. Более того, стало доброй традицией делать предложение руки и сердца прямо на квесте. Причем в необычной форме. Допустим, в игре про ограбление банка по желанию мужчины мы заранее оставляем кольцо в потайном хранилище. И когда его находит девушка, это вызывает у нее вау-эффект, трогает до глубины души.

Фото №4 - Кто придумывает, строит квесты и опасны ли они для человека
Квест «Ограбление по-мексикански»

А есть какие-то русские локации, персонажи, истории, которые отлично зажигают зарубежную публику на квестах?

Не могу прямо ответить на этот вопрос по одной простой причине. Вот поэт Александр Пушкин — он русский? Я придерживаюсь позиции, что он мировое достояние культуры! То же самое с квестами, которые условно обезличены. Само собой, есть общие персонажи, которые понятны многим народам, странам: Алиса из Страны чудес, Гарри Поттер, Фредди Крюгер. Другое дело, что квест-локациями в мире на 70-75% владеет русскоязычная аудитория, и созданный ими продукт очень хорошо заходит зарубежной аудитории. Мы следим за трендами, интересами, перенимаем, внедряем. Поэтому остаемся на волне успеха.