Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Зачем на крыши автомобилей устанавливали огромные мешки?

На фотографиях автомобилей первой половины XX века порой попадаются удивительные конструкции: чудовищные пузыри, прикрепленные в верхнему багажнику. Выясняем, что это такое.

13 мая 20232
Зачем на крыши автомобилей устанавливали огромные мешки?
Источник:
Patrick

Эти штуки придавали машинам сходство с дирижаблями: они были несуразные, раздутые и огромные. Увидеть их чаще всего можно на фотографиях из Европы, но, говорят, и в США такое попадалось. Первое, что приходит в голову — перевозка багажа. Ну а что, топили-то углем, так что в городах перевозимый на крыше груз наверняка быстро пачкался. Оказалось, нет! Мешки на верхнем багажнике — топливные баки.

Отходы коксования

Такие конструкции были распространены во время Первой и Второй мировых войн, когда значительная часть бензина шла на военные нужды и гражданским не хватало топлива. Тогда и придумали использовать в этом качестве коксовый, или светильный, газ. Он получается при коксования каменного угля, то есть при нагревании его без доступа воздуха до 900-1100 °С. Он состоит из 51% водорода, 34% метана, 10% окиси углерода и 5% этилена. Как понятно из второго названия, газ этот использовали для освещения улиц.

Фургон с газовым мешком, перевозящий вкусное, аппетитное дубовое масло (ну, если верить надписям)
Фургон с газовым мешком, перевозящий вкусное, аппетитное дубовое масло (если верить надписям)

К сожалению, энергоэффективность светильного газа оставляет желать лучшего. Вместо одного литра бензина двигатель автомобиля потреблял от одного до трех кубических метров альтернативного топлива. В среднем резервуара с газом объемом 10-15 кубических метров хватало на 50 км пробега. Причем держать такой газ под давлением, в компактных металлических баллонах, не представлялось возможным. Окись углерода в сжатом состоянии быстро разлагалась, а вентили не удерживали рвущийся на волю водород.

Привет от фирмы Zodiac

Так что при использовании светильного газа единственным вариантом были тканевые прорезиненные мешки. Их выпускали многие фирмы, в том числе известный надувными лодками Zodiac. Под эти пузыри стоили расширенные багажники с опорой на углы бамперов, для них делали обтекатели или, что чаще, подобие обтекателей. По мере опустошения мешки теряли форму — эластичностью они не обладали. Но главное, что аэродинамика была чудовищная. Проблемы создавали и набегающий поток (быстрее 50 км/ч ехать не получалось), и боковой ветер.

Автобус с обтекателями на газовых мешках — и, кстати, пассажирским прицепом
Автобус с обтекателями на газовых мешках и, кстати, с пассажирским прицепом

Еще одной очевидной проблемой была пожаро- и взрывоопасность светильного газа. Особенно актуально это было для автобусов: в те времена курили и на остановках, и в салонах. Да и владельцам частных автомобилей приходилось ездить с опаской: газовые мешки не были особенно прочными и при утечке могло случится всякое. Зато с организацией заправок особых проблем не наблюдалось: их ставили на тех же трубопроводах, которые подавали газ к фонарям.

Изящное решение времен Первой мировой
Изящное решение времен Первой мировой

Но, конечно, как только проблемы с горючим остались в прошлом, человечество с облегчением отказалось от использования светильного газа в автомобилях. Тем более что и фонари вскоре перевели на электричество. Будем надеяться, что третьей мировой не случится и эта технология не пригодится нам снова.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения