Будь готов, что честным способом разгадать их полностью у тебя вряд ли получится. Если, конечно, в твои планы не входит манкирование личной жизнью во имя этого челленджа. Так или иначе, готовься к мукам разума, логическим извращениям и проверке на выдержку. Сначала эти видеоигры сломают твою волю и изнасилуют интеллект, но затем, может быть, повысят IQ и уверенность в себе. Главное, помни: геймпад ни в чем не виноват!
The Witness
За твои страдания полную ответственность несет не огромная студия со штатом умников размером с маленький город, а всего один человек. Точнее, не человек даже, а помешанный на головоломках и своем творчестве перфекционист. Если он берется за дело, то будь уверен, что результат получится близким к идеалу, а заодно и на грани гениальности. Зовут этого психа Джонатан Блоу. Да, он полный псих. Латентный псих, которому нравится, когда другие страдают.
Бросив институт за семестр до выпуска, безуспешно проработав десять лет на корпорации зла и угробив четыре года на разработку собственной игры, этот обильно лысеющий гик ворвался в игровую индустрию с простым на первый взгляд платформером под названием Braid. Н-да, в эпоху графонистых шутеров лубочный платформер явно будет мечтой миллионов, иронично подумали тогда все геймеры. Но на поверку это оказалась хитрая головоломка с новаторским для своего времени геймплеем: главный герой мог отматывать время, что помогало ему в решении не очень простых головоломок. В этой идее не было ничего сверхъестественного, но Блоу так грациозно использовал все клише прошлого, настоящего и будущего игровой индустрии, что совершенно случайно открыл золотую эру инди-платформеров.
Конечно, Блоу далеко не первый инди-девелопер, но точно один из самых умных, хитрых, изящных и находчивых. Его Braid базируется на каноничной для платформеров истории спасения принцессы от монстра. В ее поисках взлохмаченный Тим скитается по шести мирам, визуализирующим его жизненные невзгоды. Таким образом, благодаря структуре, подтексту и множеству возможных интерпретаций, обычный платформер о спасении возлюбленной превращается едва ли не в постмодернистский опус о разработке ядерной бомбы.
Заслуженно получив пригоршню славы, кучу денег и карт-бланш от своей же студии Thekla, Inc., Блоу не стал сходить с ума, выкидывая миллионы на покупку конфетной комнаты и розового «порше». Вместо этого он без промедления взялся за разработку самого амбициозного проекта в своей жизни. Наверняка за восемь лет, ушедших на создание The Witness, он не раз психовал, порывался все бросить и ругался с дизайнерами, выдирая из головы клоки волос — иначе чем еще можно объяснить его неприглядную плешь? Но в свою идею он точно верил не меньше, чем Стив Джобс в важность скругленных углов, и потому отшлифовал игру не хуже, чем он свои маки и айфоны.
Как и Braid, новое творение Блоу на первый взгляд напоминает классику жанра (в данном случае, квест от первого лица) — например, Myst. Здесь ты так же бродишь по необитаемому острову, прогибаясь под тяжестью нерешаемых головоломок и изо всех сил пытаешься не разбить геймпад себе об голову. Но примерно через час плотного геймплея становится ясно, что в игре спрятано второе дно, а вместе с ним еще штук двадцать тройных. Этот хитрый мучитель геймеров потратил на разработку целых восемь лет своей жизни — неужели ты думаешь, что сможешь раскусить его детище за пару вечеров? Готовься, как минимум, к 80 часам страданий и унижений. Если угодно, это интеллектуальная версия Bloodborne, которая существует лишь с двумя целями, и одна из них — показать тебе, какое ты ничтожество... Ой, то есть доказать тебе, что ты можешь все! Да, именно так: эта игра помогает отчаявшимся поверить в себя, а слишком самоуверенных опускает на землю, со всей силы окуная их лицом в грязь.
В The Witness напрочь отсутствуют пушки, секс и насилие, здесь даже при всем желании нельзя умереть или кого-то убить. Тут вообще нет ни одного монстра или хоть какой-то живности, кроме тебя самого, да и то под вопросом. Твоими главными врагами станут собственная лень, неуверенность, слабость, глупость и прочие пороки, с которыми ты вынужден сталкиваться каждый день в реальной жизни. Пытаясь решить очередную головоломку, ты будешь неизменно упираться в потолок своего терпения и интеллектуальных возможностей. И в этот самый момент, когда голова будет вскипать от бешенства, а в ушах зазвенит сирена отчаяния, твоим главным челленджем будет сдержаться и не посмотреть прохождение на YouTube. Справившись с этим соблазном и отдохнув день-другой, ты тут же найдешь решение очередной головоломки.
Так вот, главная ценность этой непостижимо сложной игры заключается не в шикарных пейзажах, раздражающе-гениальных пазлах или грамотно встроенных в геймплей цитатах великих людей, а в ее грандиозном влиянии на содержимое твоей головы и изяществе, с которым эта головоломка помогает тебе поверить в свои силы и ощутить мощь собственного интеллекта.
Superhot
Самый головоломный шутер, которого когда-либо касалась твоя рука. На самом деле это даже не шутер вовсе, да и не головоломка в классическом понимании этих слов. Но, чтобы убить всех врагов, тебе придется как следует поработать головой. Поскольку время здесь оживает только тогда, когда движешься ты сам, а убивают с одного выстрела, тут в буквальном смысле приходится планировать каждое действие, как в пошаговой стратегии. При этом у игры довольно занимательный сюжет, чудесно коррелирующий с «Матрицей»: решив всего лишь завалить пару негодяев, ты в итоге получишь здоровую порцию откровений и издевательств над собственной персоной, а в конце (прости за спойлер) убьешь самого себя.
The Talos Principle
Самая близкая по духу к The Witness головоломка от первого лица. Примечательно, что ее сделали создатели «Крутого Сэма» — лучшего шутера для отключения мозгов после тяжелого рабочего дня. Ребята так утомились от бездумных перестрелок, что создали лютейшую головоломку, в которой нельзя убить никого. В роли мыслящего андроида ты будешь бродить по цветущему миру, напоминающему не то развалины древней империи, не то зачатки суперпродвинутой цивилизации. Тебя ждет больше сотни головоломок, которые едва ли смогут разгадать даже сами разработчики.
The Stanley Parable
Величайшая видеоигра всех времен, гениально и максимально тонко иронизирующая над всей индустрией. При этом о ней не слышал почти никто, а назвать ее игрой довольно трудно. Все, что здесь нужно делать, — это бродить по локациям и слушать, как развивается сюжет. Пройти ее можно за пять минут, не напрягая ни одну мышцу тела. Но если копнуть глубже, то выяснится, что ее концовок здесь несколько десятков и главный челлендж заключается в том, чтобы найти их все и пройти ее максимально возможным числом способов. Например, просто просидев в чулане несколько минут, взорвав себя на заводе или выпав из окна в никуда, можно увидеть одни из самых неожиданных финалов за всю историю существования видеоигр.
The Vanishing of Ethan Carter
Если бы Дэвид Линч создал свою видеоигру, она определенно была бы очень похожа на этот мистический квест-головомойку от независимых разработчиков The Astronauts. В роли частного детектива тебе нужно расследовать таинственное исчезновение подростка по имени Итан Картер. Но главным вопросом в игре будет не «Кто украл Итана Картера?», а «Кто я сам такой, что тут делаю и что тут вообще творится?!» Что до головоломок и прочих загадок, то никаких объяснений и отправных точек здесь нет. Ты можешь случайно пройти мимо доброй части из них, а если столкнешься с ними, то в разгадке тебе не поможет никто, кроме тебя самого.
В целом The Vanishing — представитель довольно распространенного сегодня жанра: cюжетно ориентированных квестов. В них тебе нужно просто ходить по уровням и смотреть вокруг, наблюдая за развитием действия. Все они непросты в восприятии и ориентированы на сообразительных геймеров, давно уставших от стандартных жанров. Но от большинства из них «Картера» все-таки отличает необходимость взаимодействия с окружающим миром.