Самой главной из всех доступных гражданам СССР автомобильных марок была «Волга». Даже уступая поколенчески модным, быстрым и юрким «Жигулям», «Волга» ценилась как номенклатурная единица, как «автомобиль с партбилетом». Круче черной «Волги» могла быть только черная «Волга» с велюром и магнитофоном. В восьмидесятые годы новую «Волгу» можно было легко обменять на двухкомнатный кооператив на юго-западе столицы. Поэтому немудрено, что гонки на машинах величиной с квартиру были особо зрелищными и престижными.
Все началось с таксистов. Идея провести спортивный уикенд на рабочих машинах пришла в голову товарищам из рижского таксомоторного парка. Так вместе с галочкой в плане повышения водительского мастерства за 1963 год была поставлена и первая вешка в истории гоночной серии Dzintara Volga — «Янтарная Волга».
Импровизированный чемпионат таксопарков проводился в Межапарке, фешенебельном районе Риги. Гонки были замечены всесоюзной прессой (всему прибалтийскому вообще уделялось внимания больше, чем чему-то нечерноземному, так как и картинка в телевизоре была опрятнее, да и жизнь почти «заграничная»), в Латвию стали съезжаться спортсмены из других республик, краев и областей. На волне популярности в 1966 году «янтарные» гонки переезжают на специально построенный автодром Бикерниеки — образцовую кольцевую трассу всего Советского Союза.
Боевая спортивная единица — «Волга» ГАЗ-21. В базовой версии — 75-сильная, полуторатонная машина с трехступенчатой коробкой и клиренсом как у пассажирского лайнера Ту-104. Единственным оправданием в пользу ее как спортивной машины были прочный кузов и неубиваемое шасси. Вылет с трассы, переворот на крышу, удар о соперника — все это было поправимо и для кузова, и для шасси. В порядке вещей считалось, что после воскресных соревнований в понедельник машина снова выходила на линию и работала по прейскуранту «20 копеек — километр». В начале семидесятых старая «Волга» естественным образом уступила стартовые позиции «Волге» новой — «двадцать четвертой». Однако правила игры не изменились — новая модель так же хорошо держала удары, но была явно быстрее, легче и намного устойчивее.
Еще один парадокс той, советской, действительности: в такси с Горьковского автозавода уходило до 40 процентов выпуска исконно дефицитных «Волг». Но только эти автомобили и могли выдерживать бесконечные тысячи километров, центнеры пассажиров и багажа — в мороз, в жару и с минимальным обслуживанием. Другие попросту разваливались. За несколько лет «Волга» наезжала до полумиллиона километров, после чего могла быть списана, разукомплектована или отдана «на спорт». Во всяком случае, формально так и получалось. Однако вскоре, войдя в азарт спортивной борьбы и учуяв запах почетных грамот, переходящих красных знамен, а то и турпутевок на Золотые пески в Болгарию, начальники таксопарков стали передавать в команды не только лучшие машины, но и совершенно новые. Так в «Янтарной Волге» началась гонка вооружений.
В 80-е «Волгу» можно было обменять на двухкомнатную квартиру
Арсенал средств повысить скорость тяжелой и неповоротливой «баржи» был в общем-то небогат: форсирование двигателя увеличением оборотов и степени сжатия, облегчение машины путем выкидывания всего лишнего и отрезания ненужного, зажимание подвески для лучшей устойчивости и разварка колесных дисков под широкие шины для большей разлапистости. По картинкам из западных журналов гонщики воспроизводили на «Волгах» наивные и никак не продуманные аэродинамические ухищрения: юбки, фартуки, антикрылья. На поведение тяжелой машины на извилистой трассе это не влияло, но оказывало сильное психологическое воздействие на окружающих. Верхом перфекционизма было достать и приспособить к «Волге» легкие магниевые диски колес от вертолета Ми-2. Рычащая, монструозная, агрессивно настроенная «Волга» была нашим ответом на смешные попытки Запада учить нас спорткаростроению.
Со временем конкуренцию разнузданным таксистам (хотя среди них было немало достойных гонщиков — кольцевиков, раллистов, трековиков) стали составлять спортсмены ведомственных обществ. Достаточно вспомнить советскую армию, милицию и КГБ, чтобы представить потенциал тогдашних ЦСКА и «Динамо». Однако настоящей грозой «Янтарной Волги» было горьковское «Торпедо» — команда самого ГАЗа. Фирменные цвета — «белый верх, черный низ». Одним своим видом горьковчане показывали, кто «Волге» хозяин. Их козыри против любительского перфекционизма — профессионально рассчитанные экспериментальные агрегаты.По своей энергетике Dzintara Volga была чем-то вроде физического аналога суперпопулярной американской кузовной серии NASCAR, наглядным примером зависимости энергии тела от массы и квадрата скорости. Да, «Волга» уступала в динамике, но по массе ей так и не было равных! Без малого двадцать лет ГАЗ-24 и поздняя ее модификация ГАЗ-24-10 являлись снарядами самой крупнокалиберной кольцевой гоночной серии во всем Союзе.Но в 1991 году все рушится. Dzintara и «Волга» оказываются по разные стороны таможни. Проходит еще двадцать лет...
По энергетике Dzintara Volga была чем-то вроде аналога серии NASCAR
В 2010 году на трассе Бикерниеки были проведены первые за все постсоветское время соревнования на «дзинтарах». Возврат к прошлому — никак не ностальгия по временам Союза, а признание того факта, что до сих пор нет более доступной по бюджету и при этом по-настоящему «злой» кольцевой гоночной серии, чем Dzintara Volga. С одиннадцати машин, среди которых были и классические «дзинтары» постройки восьмидесятых, число участников серии за один год выросло до двадцати, а это уже была заявка на собственный чемпионат.И только в 2012 году тема Dzintara впервые пришла на родину своей главной машины. 29 участников из трех стран Прибалтики и России (это рекорд массовости для российских кольцевых гонок) приняли старт в гонке Gorkyclassic GP на автодроме «Нижегородское кольцо». С этого момента и начинается российская эпопея гонок на самых настоящих автомобилях — больших, как река.
В основе классической «Янтарной Волги» лежит технический регламент конца восьмидесятых, потрясающий своей простотой и доступностью деталей. Ничего сверхъестественного, ничего специального и дорогого: карбюраторы, рессоры, шкворни, барабанные тормоза. Ни одной электронной штуковины! Звук выхлопа (его эхо гулко разносится по огромному оголенному салону), запах масла, заносчивость задней оси, хрусткий, как винтовочный затвор, механизм переключения передач, маленький спортивный руль — что еще нужно, чтобы испытать неистовый, первобытный драйв? 130–140 лошадиных сил — именно столько удается выжать из мотора обычной «двадцать четвертой». И все это не боится ударных нагрузок! Будучи принципиально железными, «дзинтары» охотно идут на контакт, толкают, бодают, оттесняют соперников в поворотах и на прямиках. Правда, иногда им просто не хватает ходового радиуса, а иногда и тормозного пути. Но это гонки!
В 2015 году российская любительская серия Dzintara Volga будет развиваться в формате гонок Moscow Classic Grand Prix на трассе Moscow Raceway. В сезоне три этапа: в июне, июле и сентябре.
Подробности тут: www.gorkyclassic.ru
Техника — молодежи!
MAXIM собрал свой гоночный танк ГАЗ-24, и вот что из этого вышло.
В начале прошлого года мы в редакции MAXIM тоже задумали построить «дзинтару» — спортивного интереса ради. Сначала из 18 тысяч интернет-предложений о продаже ГАЗ-24 было выбрано первое — самое дешевое, за 10 тысяч рублей. Однако пришлось потратить еще немного времени, чтобы нашлась машина на ходу. Так за 50 тысяч была куплена зеленая «Волга» 1973 года выпуска. На честном слове и на полутора баках 92-го бензина она благополучно доехала до Риги и была передана в руки профессионалов — механиков местного моторклуба. За четыре месяца нашего отсутствия машина была полностью перестроена: разобрана, проварена, форсирована, перекрашена и подготовлена к стартам! Внутрь был вставлен каркас безопасности — мощная силовая клетка из труб, способная защитить водителя при столкновении и перевороте. По крохам, но автомобиль сбросил до четверти своей паспортной массы! Из необычного в интерьере: гоночное кресло-ковш с развитым оголовьем и пятиточечными ремнями безопасности, спортивный руль, обшитый замшей, и омологированная система пожаротушения. В принципе, внутри «дзинтара» мало чем отличается от современных «кольцевых» спорткаров. Лишь волговский щиток приборов да стандартный рычаг коробки возвращают нас из технологического отрыва в шумные барабанно-карбюраторные семидесятые. Бюджет постройки составил 650 тысяч рублей старыми, то есть по курсу 40 рублей за 1 евро. В российских реалиях такой проект обошелся бы в сопоставимую сумму.
Уже в начале лета из Старой Риги по Новорижскому шоссе в Москву летела красная 900-килограммовая и принципиально новая «Волга», чтобы стать шоу-стоппером церемонии MISS MAXIM. На ее месте могла бы стоять и влюблять в себя публику любая другая «дзинтара», но других в Москве в тот момент еще не было. Все лето машина провела в съемках, тест-драйвах, на выставочных подиумах в ГУМе и ВВЦ. Она была не только пропагандистом и агитатором серии Dzintara Volga, но и организатором всех наших будущих побед! А в сентябре многократный чемпион России Алексей Васильев устроил ей пристрелку к реальной гонке на автодроме Moscow Race Way. Выяснилось, что все, конечно, отлично, но нашей команде не помешал бы поставщик серьезных шин (надеемся, производители сейчас читают этот текст и уже прикидывают грядущие прибыли от сотрудничества).
Ну а наша «Волга» как ни в чем не бывало отправилась в Сочи, где попала в экспозицию исторических гоночных машин по случаю проведения первого российского этапа «Формулы-1».