Что важно сегодня знать о Луне и «Луне-25»

В ночь на 11 августа 2023 года стартует российская миссия «Луна-25». Это первый отечественный лунный проект после 1976 года. Рассказываем, почему он важен.

11 августа 2023

Может показаться странным, что после стольких лет наша страна снова проявляет интерес к Луне. Но на то были веские причины. По полученным в 1970-е данным, наш спутник казался не заслуживающим интереса. А современная информация говорит об обратном.

Что важно сегодня знать о Луне и «Луне-25»

На Луне есть вода. Много воды!

Советские лунные программы исследовали экваториальную область Луны. «Луноход-1» и «Луноход-2» прошли по ней десятки километров и обнаружили, что ничего интересного там нет. Правда, в пробах миссии «Луны-24» в 1976-м обнаружили следы воды, но значения этому не придали. Но впоследствии выяснилось, что вода на Луне есть и ее много. Как минимум, сто миллиардов тонн льда, причем на поверхности. Только ближе к полюсам. А если есть вода, можно ставить базу.

Луна образовалась не так, как мы думали

В 1975 году американские ученые Хартман и Дэвис выдвинули гипотезу о том, что Луна образовалась 4,5 миллиарда лет назад в результате столкновения Земли с планетой Тейя и что Луна состоит из земного материала, раскаленного в результате катастрофы и выброшенного на орбиту. Потому и считалось, что ни воды, ни летучих элементов там быть не может: все должно было испариться. Точнее, вода может быть, но метеоритного происхождения, приблудная. Нестыковочка!
В 2007 году российский ученый Николай Горькавый предложил свою гипотезу образования Луны. Тоже из земного материала, но вследствие многих ударов больших астероидов. Согласно его идее, выбитые на орбиту огромные куски не были разогреты так сильно, чтобы из них выпарилась вода и легкие элементы. Все выглядит довольно логично, в том числе и на уровне расчетов.

На Луне есть СО2, и это прекрасно

Данные спектрометров японского зонда «Кагуя», работавшего на орбите Луны в 2007–2009 годах, говорят о наличии углерода на спутнике Земли. Причем, как и в случае с водой, в приличных количествах. Ученые полагают, что он находится там в виде сухого льда — замерзшего СО2. А это значит, что на Луне можно будет произвести метан. А метан можно использовать в качестве ракетного топлива. Например, для SpaceX. Да и у Китая есть проекты газовых ракет.

Посадка на Луну — опасное дело

Из-за отсутствия атмосферы для посадки на Луне зонд должен очень точно тормозить двигателями. Впервые в истории мягкая посадка на Луну получилась у советской станции «Луна-9» в 1959 году. Но потом, уже в XXI веке, миссии технологически развитых держав потерпели неудачи при посадке на спутник Земли. Да и высадка американцев на Луну в 1969 году стала возможной только благодаря тому, что Нил Армстронг посадил «Аполлон-11» в ручном режиме: бортовой компьютер выдал ошибку и чуть не разбил корабль. Да и точность посадки на новом небесном теле невысока. «Луна-25» должна попасть в зону размером 30 на 15 километров и желательно избежать при этом скал.

Характеристики «Луны-25»

• Масса заправленного аппарата — 1800 кг

• Масса научной аппаратуры — 31 кг

• Скорость передачи научной информации — до 4 Мб/с

• Максимальная дальность радиосвязи, обеспечиваемая наземными и бортовыми средствами — 410 000 км

• Срок работы — 1 год

Иллюстрация «роскосмоса

Задачи «Луны-25»

Официально «Роскомос» заявляет о таких целях:

1. Оценка массовой доли воды в лунном веществе, определение элементного и изотопного состава верхнего слоя полярного реголита в районе посадки на глубине до 40 см (да, это вам не буровая машина из «Армагеддона»).

2. Измерение радиационного фона нейтронов и гамма-лучей на лунной поверхности.

3. Исследование состава приполярной лунной экзосферы и физических процессов, происходящих в ней в условиях спокойного и активного Солнца, а также в периоды, когда Луна проходит через хвост земной магнитосферы.

Сесть «Луна-25» должна в районе 69-й параллели южного полушария. Для ориентира: по земным меркам это как северное побережье Антарктиды.

Однако первый после такого перерыва полет послужит еще и для отработки посадки на Луну. С 1976 года отечественная инженерная школа многое утратила. Это можно сказать уже по скромным, чего уж там, масштабам проекта.

Если все пойдет нормально, «Луна-25» достигнет Луны 21 августа. Она предварительно облетит вокруг нее три раза, чтобы погасить скорость, и потом уже пойдет на посадку. Так что держите кулаки! Хочется верить, что этот маленький шаг станет продолжением большого пути.

Кстати, 30 августа 2023 года нас ждет очередное суперлуние. И у нас есть советы для тех, кто хочет сделать крутые фото этого события.