Несмотря на всю харизматичность HMMWV, американская спецоперация в Ираке выявила крупный недостаток этого автомобиля: он не имел защиты от мин. В итоге среди военнослужащих США 63% убитых и 69% раненых в Ираке в 2003–2007 годах пришлось на пострадавших от самодельных взрывных устройств. Да, бронированные модификации HMMWV существовали, но днище все равно оставалось его слабым местом.

Что собой представляют бронеавтомобили International MaxxPro, которые США передадут Украине

И тогда министерство обороны США в срочном порядке раздало всем, кому только было можно, заказы на разработку бронеавтомобилей. Выиграла тендер компания Navistar International, создавшая International MaxxPro — автомобиль с V-образной защитой боевого отделения. За счет наклона закрепленные под днищем бронелисты отводят взрывную волну и осколки. Расчетная мощность взрывного устройства, которое способен выдержать MaxxPro, составляет 7 кг в тротиловом эквиваленте.

Корпус MaxxPro тоже, разумеется, бронированный, его для американцев разрабатывала израильская компания Plasan. Известно, что он защищает от пуль стрелкового оружия, но подробности о степени защиты нигде не фигурируют. Листы корпуса закреплены на болтах, что повышает его ремонтопригодность. Ну а поверх штатной брони на некоторые версии крепят сетки, чтобы ослабить кумулятивное действие выстрелов гранатомета.

Что собой представляют бронеавтомобили International MaxxPro, которые США передадут Украине

Первые International MaxxPro имели неразрезные мосты и рессорную подвеску, что было неплохо в смысле ремонтопригодности. Поскольку шасси небронированное, при подрыве ходовая часть как минимум частично выходит из строя. Так что тут чем проще, тем лучше. Однако уже в 2008-м появилась модификация MaxxPro Dash с полностью независимой пружинной подвеской. Сейчас и базовую версию бронеавтомобиля, LWB, выпускают исключительно на пружинах.

Дизель на International MaxxPro стоит грузовой — 375 л.с. и 1695 Нм крутящего момента. Есть и еще более мощная версия — 450 л.с. и 1830 Нм.

Что собой представляют бронеавтомобили International MaxxPro, которые США передадут Украине

В короткую модификацию, Dash (длина 6629 мм, ширина 2590 мм, высота 3084 мм), помимо двух человек экипажа умещаются четыре бойца и стрелок — на крыше может быть установлен пулемет. А в пассажирском отсеке LWB (длина 7026 мм, ширина 2590 мм, высота 3310 мм) есть места для шести бойцов и стрелка. Загрузка-выгрузка людей осуществляется через откидной задний борт, к внутренней стороне которого приварена лесенка.

Машины могут быть оборудованы и как санитарно-эвакуационные, и как штабные, с генератором для снабжения приборов связи электроэнергией. А еще существует версия MRV-PK — что-то вроде эвакуатора со стрелой подъемника, установленной на грузовой платформе.

Что собой представляют бронеавтомобили International MaxxPro, которые США передадут Украине

Однако есть у MaxxPro крупный недостаток применительно к реалиям Украины — огромный вес. У модификации Dash полная масса составляет 21 092 кг, у LWB — 24 040 кг. В Сети встречаются и другие цифры, но это информация с сайта производителя. В условиях бездорожья такая масса всегда становится огромной проблемой. Правда, машина оснащена лебедкой самовытаскивания, однако на раскисшем от дождя черноземе даже с таким девайсом экипажу придется несладко. Конечно, это не боевые машины, а транспортеры, но даже в прифронтовой полосе временная потеря подвижности чревата последствиями.

Остается добавить, что армии США MaxxPro обходится в 550 000 долларов, а всего в рамках помощи Украине США намерены поставить 200 машин.

Что собой представляют бронеавтомобили International MaxxPro, которые США передадут Украине

По материалам Military Factory, Navystar Defence, Plasan.

Фото: PJF Military Collection / Alamy, Getty Images, Aurelie Marrier d'Unienville / Alamy