Современные пассажирские авиалайнеры нашпигованы электроникой, дисплеями и компьютерами, которые существенно облегчили процесс управления, поэтому визуально панель управления в них выглядит аскетичнее и рациональнее, чем в старомодных лайнерах прошлых поколений. Из старых пассажирских самолетов самыми сложными и навороченными, безусловно, были сверхзвуковые — европейский «Конкорд» и советский «Ту-144». При этом «Конкорд» поднимался в воздух и управлялся экипажем из трех человек: командир, второй пилот и бортинженер. А в кабине «Ту-144» находилось на одного человека больше — необходим был штурман.
Специалисты отмечают, что кабина «Конкорда» хотя в основном и составлена из привычных для летчиков элементов управления, но во многом уникальна. Справа имелся дополнительный ряд панелей, а плотность приборов и элементов управления заметно выше обычного. Сама кабина была узкой — в силу обтекаемой высокоскоростной геометрии носовой части фюзеляжа. Как раз именно этот фактор увеличивал плотность размещения циферблатов, кнопок и тумблеров. В целом же количество приборов было относительно сопоставимо с лайнерами-современниками. «Конкорды» продержались в эксплуатации с 1976 по 2003 год, и, несмотря на их трудную судьбу, мы, ей-богу, завидуем тем людям, которые садились за штурвал подобных машин. Больше фотографий ниже в галерее.
Но прочие замечательные подробности вам лучше изучать отдельно: 10 интересных фактов о сверхзвуковых пассажирских самолетах Ту-144 и Concorde.