Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Битва на сверхзвуке: почему советский Ту-144 круче британо-французского «Конкорда»

Как ни странно, эпоха сверхзвуковой пассажирской авиации известна всего лишь двумя серийными проектами — британо-французским Concorde и советским Ту-144. Хотя внешне они почти близнецы, на самом деле у них довольно много отличий.

10 июня 202450
Битва на сверхзвуке: почему советский Ту-144 круче британо-французского «Конкорда»

Ту-144 и «Конкорд» в Музее техники в Зинсхайме

Источник:

Stockfolio

Единственным на свете местом, где можно одновременно увидеть Ту-144 и «Конкорд», является Музей техники в немецком городе Зинсхайме на юго-западе Германии. Злые языки говорят, что советский самолет был якобы скопирован с британо-французского, но это утверждение не имеет под собой никаких оснований. Более того, Ту-144 во многом будет покруче «Конкорда»!

Конструкция самолета

Проект Ту-144 был основан вовсе не на европейских чертежах, как любят утверждать скептики, а на дальнем бомбардировщике Ту-22 и стратегическом ударном самолете Ту-135. Затем к работе подключились инженеры ЦАГИ и ОКБ-23 имени В.М. Мясищева.

Схожесть авиалайнера с «Конкордом» была обусловлена обычной физикой, ведь оба самолета создавались для одного и того же — пассажирских перевозок на сверхзвуковой скорости. Если приглядеться, то станет понятно, что геометрия крыла у советского самолета была несколько иной — более угловатой, а «Конкорд» отличался от него плавностью линий.

Битва на сверхзвуке: почему советский Ту-144 круче британо-французского «Конкорда»

Ту-144 и «Конкорд»

Главное внешнее отличие Ту-144 от «Конкорда» — наличие небольших крылышек в носовой части, которые выдвигались при взлете и посадке, выполняя роль горизонтального оперения, а также направляли воздушный поток под крыло. Благодаря такому конструкторскому решению «Тушка» могла заходить на посадку с меньшим углом атаки и меньшей мощностью двигателей. Носовое оперение также улучшало маневренность на низких скоростях.

Расположение двигателей

Основное конструктивное отличие состояло в расположении двигателей: агрегаты НК-144 у советского самолета находились под фюзеляжем рядом друг с другом, а Olympus 593 у «Конкорда» — в спаренных мотогондолах примерно на полуразмахе крыла.

Битва на сверхзвуке: почему советский Ту-144 круче британо-французского «Конкорда»

«Конкорд»

Источник:

Javier Larrea / Legion Media

Благодаря такой компоновочной схеме «Тушка» смотрелась более стильным и обтекаемым авиалайнером. Позже Ту-144 получил более экономичный и мощный двигатель РД-36-51А, который позволял осуществлять сверхзвуковой полет без использования форсажной камеры, что увеличило запас хода сразу на 1400 км.

Битва на сверхзвуке: почему советский Ту-144 круче британо-французского «Конкорда»

Ту-144

Источник:

Joerg Hackemann / Legion Media

Правда, оснащенные ими Ту-144Д на регулярные рейсы уже не вышли: эксплуатация авиалайнера завершилась в 1978 году.

Шасси авиалайнера

Еще одно хорошо заметное отличие самолетов заключается в тележке основной опоры шасси. У «Конкорда» шасси убирается в нишу между мотогондолами, поэтому тележка оборудована четырьмя колесами привычного размера.

Битва на сверхзвуке: почему советский Ту-144 круче британо-французского «Конкорда»

«Конкорд»

Источник:

Javier Larrea / Legion Media

У советского Ту-144 основные стойки шасси размещены под мотогондолами и прячутся внутрь между воздушными каналами двигателей, что потребовало уменьшения диаметра колес. Так появилась восьмиколесная тележка — более надежное решение для большого и тяжелого авиалайнера.

Битва на сверхзвуке: почему советский Ту-144 круче британо-французского «Конкорда»

Ту-144

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

К слову, на первом прототипе сверхзвуковой «Тушки» на каждой тележке было по дюжине колес!

Салон самолета

Ту-144 состоял из двух салонов — первого класса и обычного. В последнем кресла были скомпонованы по схеме 2+3 — слева были ряды по 2 кресла, справа — по 3. Салон первого класса отличался компоновкой 2+1. Вообще, в «Тушке» хватило бы места и на 140 пассажиров, но построенные самолеты получили салоны на 11 мест первого класса и 120 — в «экономе».

Битва на сверхзвуке: почему советский Ту-144 круче британо-французского «Конкорда»

Ту-144

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

«Конкорд» имел максимальную вместимость 128 пассажиров, но и Air France, и British Airways заказали салоны на 100 мест — и ради комфорта, и для снижения массы и увеличения дальности.

Битва на сверхзвуке: почему советский Ту-144 круче британо-французского «Конкорда»

«Конкорд»

Источник:

Javier Larrea / Legion Media

Параметры полета

Максимальная скорость «Конкорда» составляла около 2330 км/ч (2,04 Маха), а Ту-144 разгонялся до 2500 км/ч (2,15 Маха). Потолок высоты британо-французского самолета составлял 18,3 км, советского — 20 км.

Битва на сверхзвуке: почему советский Ту-144 круче британо-французского «Конкорда»

«Конкорд»

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Стоимость перелета

Слетать на «Конкорде» из Лондона в Нью-Йорк стоило 8000 долларов, на Ту-144 из Москвы в Алма-Ату — 83 рубля 70 копеек, то есть где-то 123 доллара по курсу тех лет. Стоимость километра полета на советском авиалайнере составляла 0,04 доллара, на британо-французском — 0,68 доллара.

Но при этом «Конкорд» успел перевезти около 3 000 000 пассажиров за 27 лет полетов, а «Тушка» — 3284 пассажира за семь месяцев, после чего коммерческая эксплуатация завершилась.

Он раньше взлетел

Битва на сверхзвуке: почему советский Ту-144 круче британо-французского «Конкорда»

Ту-144

Источник:
ТАСС

А самое главное, что Ту-144 совершил первый полет изрядно раньше «Конкорда» — 31 декабря 1968 года против 2 марта 1969 года. Один только этот факт однозначно опровергает все нелепые домыслы о копировании советского самолета с британо-французского.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения