Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Традиции святочной недели, которые кажутся дикими современному человеку

Вечерки, коляда и совершенно дикое гадание в овине.

11 января 2023

Святки длятся с 7 января по 19 января, то есть с Рождества до Крещения. Сейчас эта неделя утратила репутацию праздничной и носит, скорее, мрачный характер: это время, когда нужно выбраться из постели, стряхнуть с себя остатки оливье и тащиться на работу. В этом смысле нашим прапрапрадедам и прапрапрабабкам можно позавидовать: у них праздники длились, считай, весь январь.

Традиции святочной недели, которые кажутся дикими современному человеку
Вечорницi. Худ. Илья Репин, 1881

Чем они, спросишь ты, занимались всё это время? Ну, например, вот этим.

Субботки (другое название — вечерки)

Встречи неженатой молодежи. Обычай, который крайне не приветствовала церковь. Так делали, например, в Псковской губернии, в городе Торопце. Девушки откупали, то есть брали в аренду на вечер, избу у «честной вдовы». Украшали ее разноцветными лентами, свечами, ставили побольше скамеек и приглашали парней. Каждого гостя встречали песней:

Дунай, Дунай, многолетствуй!
И с твоею полюбовницей!

Впрочем, далеко не все песни и частушки были такими приличными. Женатых мужиков, естественно, в избу не пускали, только холостых парней и за определенную плату. Несложно представить, сколько парочек образовывалось после таких посиделок. Так сказать, все условия!

Кстати, читай: «Невероятные секс-традиции древних славян».

Традиции святочной недели, которые кажутся дикими современному человеку
Гадание. Худ. Константин Маковский, 1905

Гадания в бане и овине

Было такое любопытное гадание для смелых девушек. Делали так: заходили гурьбой в баню или овин, где хранилось зерно, и задирали подолы, обнажив ягодицы. Славяне верили, что в бане живет мистический дух — банник, а в овине, соответственно, овинник. Вроде как домовой. Если банник или овинник потрогает попу волосатой рукой, то у девушки будет муж богатый, если рука будет голая — бедный, а если мокрая — пьяница.

У этого гадания, если верить другим источникам, была модификация: задирать подол следовало у открытого окна, а шлепнуть по попе должен был первый проходивший мимо мужик. Белья в то время девицы не носили, так что виды в окнах были, надо думать, самые откровенные.

Коляда

В некоторых регионах Святки делились на две половины — до Нового года и после. На Русском Севере первая неделя Святок называлась «святые вечера», а вторая — «страшные вечера», когда гуляет темная сила. Колядовать ходили в страшные вечера. Люди собирались толпой, наряжалась в рога и маски, а потом ходили по домам и просили пироги. Причем не только молодые люди, а все, кому не лень.

Традиции святочной недели, которые кажутся дикими современному человеку
Колядки в Малороссии. Худ. Константин Трутовский, 1864

Фольклорист Неуступов в книге «Святочные обычаи в Кадниковском уезде» описывает такой вечер:

»…в битком набитую избу ввалились ряженые. Здесь есть и седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с неизменной принадлежностью своего промысла — кнутом; цыганка с ребенком-чучелом в руках; нищие, девушки-парни, парни-девушки. Вся эта толпа кричит, смеется, пляшет. Вот седой старик начинает свои повествования. Цыган заводит речь о лошадях. Цыганка начинает гадать судьбу девушек. Нищие просят милостыню».

Ну и молодежь не стеснялась — отыгрывала свои роли с полной самоотдачей. Парни и девушки странно двигались (как подобает «нечисти»), прыгали, гарцевали, изображали «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». С одной стороны, дуракаваляние в костюмах, с другой — все-таки жутковатое зрелище.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения