Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Семь очень древних звуков, которые удалось воссоздать ученым

Благодаря стараниям ученых «заговорили» тираннозавры, египетские мумии и кое-кто еще!

9

История оставляет после себя множество материальных и нематериальных свидетельств, и именно по ним мы узнаем о прошлом. Развалины древних городов, кости вымерших животных, наскальные рисунки и устные предания, передающиеся из поколения в поколение, позволяют составить представление о том, какими были наша цивилизация и планета сотни и тысячи лет назад. Пожалуй, единственное, чего мы не можем сделать, это услышать звуки далекого прошлого.

Семь очень древних звуков, которые удалось воссоздать ученым

Точнее, не могли до недавних пор, потому что благодаря анатомическим исследованиям и во многих случаях чудесам 3D-печати ученые и звукорежиссеры позволили мертвым людям, животным и инструментам оживать, чтобы современный мир мог их услышать.

Вымершие птицы

В мае 2019 года в Национальном музее Новой Зеландии Те Папа Тонгарева открылась выставка Те Тайао, где были представлены вымершие местные птицы, такие как орел Хааста и птица моа. Голоса этих давно вымерших птиц также были воссозданы благодаря усилиям сотрудников музея и звукорежиссеров Веллингтона.

Над голосом орла Хааста работал звукорежиссер Пирс Гилбертсон. Орел Хааста был примерно в два раза крупнее самой крупной современной птицы — гарпии. Он весил от 10 до 14 кг, а размах крыльев составлял около 2,6 м. Охотился орел в основном на других птиц, тех же самых моа или 18-килограммовых гигантских гусей.

Изначально Пирс Гилбертсон взял за основу крик орла Уолберга и, работая со звукорежиссером Крисом Уордом, уменьшил длину сигнала Уолберга, сохранив его частотный диапазон.

Древнеегипетский жрец

В январе 2020 года ученым удалось воссоздать голос 3000-летнего египетского жреца Несьямуна. Голосовые связки мумии хорошо сохранились, что было очень символично, так как на его гробнице выбито: «Несьямун, верный голос». Горло мумии отсканировали при помощи компьютерной томографии, а копия голосовых связок была напечатана на 3D-принтере. Затем ее прикрепили к динамику, подключенному к компьютеру, и он сгенерировал звук.

Пока что ученым удалось добиться от жреца только невразумительного «э-э», хотя, по словам доктора Дэвида Ховарда, специалиста по речи из Лондонского университета, звук был очень реалистичным.

Этци

Несьямун — не единственная мумия, которая умеет разговаривать. Вторая — Этци — ледяная мумия человека эпохи медного века возрастом около 5300 лет, обнаруженная в 1991 году в Эцтальских Альпах в Тироле.

Роландо Фюстес из больницы в Боланцо провел компьютерную томографию горла ледяного человека. Конечно, предпочтительнее было бы МРТ, но для этого пришлось бы перемещать мумию, а за тысячи лет, проведенные во льдах, Этци стал очень хрупким.

Компьютерная томография позволила виртуально восстановить подъязычную кость Этци, после чего ученые использовали различные программы и математические модели, чтобы воссоздать то, как мог звучать его голос. Так как ученые не знают, на каком языке говорил народ Этци, то мумия произносит только отдельные звуки.

Мамонт

В 2010 году французская художница Маргарита Юмо узнала о роботизированном рте, созданном исследователем Хидеюки Савадой. Устройство имело подвижные губы, гибкую трахею и легкие в виде баллона с воздухом. Видео, на котором рот поет колыбельную, разошлось по Интернету. Юмо пришла в голову идея сделать нечто подобное с вымершими животными.

Первой Юмо попыткой было восстановить голосовой аппарат Люси, известного австралопитека афарского, а потом воссоздала речевой тракт мамонта. Проконсультировавшись с экспертами, в том числе со специалистами по вокализации слонов, и профессором Бернаром Бигесом, который работал с сохранившимися мамонтами, Маргарита построила впечатляющий 6-метровый аппарат, имитирующий вокализацию вымершего млекопитающего. Голосовые аппараты мамонта были выставлены в Королевском колледже искусств в Лондоне в 2011 году.

Тираннозавр

В самом известном фильме про динозавров «Парк юрского периода» тираннозавры издают ужасающий рев. Но как они звучали на самом деле? Этим вопросом задался эколог Крис Пэкхем. С этой целью он связался с доктором Джулией Кларк, профессором палеонтологии позвоночных в Техасском университете.

За основу звука тираннозавра доктор Кларк взяла крики китайских крокодилов, а также зов евразийской выпи, увеличенной до размера тираннозавра. Также было проведено сканирование окаменелой черепной коробки тираннозавра, что позволило лучше понять слух животного. Ученые пришли к выводу, что тираннозавр мог слышать очень низкие частоты, возможно, даже ниже человеческого слухового диапазона. Так что его крик можно не только услышать, но и почувствовать кожей.

Акустика Стоунхенджа

Профессор археологии Тревор Кокс из Салфордского университета воспроизвел, какой была акустика в Стоунхендже в 2200 году до нашей эры, когда все его камни еще были на месте. Профессор создал копию Стоунхенджа в масштабе 1:12 при помощи 3D-принтера.

Ученый обнаружил, что, несмотря на то что памятник находился под открытым небом, акустика его была как в замкнутом пространстве. Звук неоднократно отражался от камней, и голоса внутри звучали сильнее. Эффект, вероятно, казался людям того времени весьма впечатляющим.

Античная греческая музыка

О музыке Древней Греции сохранилось множество документов. Но обилие информации об инструментах, нотах, гаммах не приближало ученых к пониманию того, как на самом деле она звучала. Оригинальные источники описывают музыку той эпохи в терминах, совершенно отличных от тех, к которым привык современный музыкант.

Профессор филологии из Оксфордского университета Арманд Д'Ангур попытался устранить путаницу. Он проанализировал папирус, найденный в 1892 году, который содержит часть припева из пьесы «Орест», написанной Еврипидом в 408 году до нашей эры. Описание на папирусе было странным, с использованием четвертьтоновых интервалов. Д'Ангур предположил, что эти четвертьтоновые интервалы работали как «проходные ноты», а сам припев был фактически тональным.

В 2016 году, после трех лет усилий, доктор Д'Ангур воссоздал музыку с папируса. Дополнительным подспорьем в его работе было воссоздание и воспроизведение нескольких хорошо сохранившихся образцов авлоса — довольно распространенного духового инструмента того времени. Это дало возможность лучше понять диапазон высоты тона древнегреческой музыки. В 2017 году произведение Еврипида было исполнено авлосом в сопровождении хора.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения