Фото №1 - Что такое UHD, 4K, HDR и нужно ли их срочно покупать
Фото
Фото: Pexels

Осталось около месяца до выхода новых консолей. И потом еще пара месяцев в попытках найти их в каком-нибудь из магазинов. Но будем считать, что тебе повезет. PlayStation 5 и XBox Series S/X будут с нами минимум пять лет (текущее поколение прожило семь), поэтому консоли нашпиговали самыми последними технологиями. 

Скорее всего, твой телевизор и аудиосистема новым консолям не соответствуют. Это совсем не значит, что следует бежать в магазин и тратить кровно заработанные средства. Но обо всем по порядку. 

Неочевидное вероятное

Начнем с сюрприза: 4K — это не Ultra HD (далее — UHD). 4K — это целый стандарт, разработанный Digital Cinema Initiatives (DCI).

Правильное разрешение 4K — это 4096 x 2160 пикселей. Из разрешения по горизонтали и взята аббревиатура 4K. Кроме того, стандарт подразумевает, что для сжатия картинки используется стандарт JPEG2000, максимальный битрейт — 250 Мбит/с, а максимальная цветность на канал — 12 bit, 4:4:4. 

UHD — это только разрешение, причем немного меньше, чем у 4K, — 3840 x 2160. Именно такое разрешение у большинства телевизоров, проектов, камер смартфонов и пр. 

Еще есть стандарт HDR. Картинка на телевизорах формируется из диапазонов яркостей трех цветов: красного, зеленого и синего. В HDR-картинке количество градаций между абсолютно черным и самым насыщенным существенно больше. 

HDR можно заметить только на специально подготовленном для него контенте. Если это обычное кино, то, скорее всего, ты не сильно почувствуешь разницу. Чаще всего технологию используют для пиковых значений яркости. Например, для демонстрации взрывов, которые оказываются существенно ярче других сцен. 

Бежать покупать?

Все эти характеристики, безусловно, вдохновляют при прочтении. Но действительно ли они так сильно улучшат твои впечатления от просмотра? 

Скорее всего, ты заметишь наличие HDR, и определенный материал тебя может впечатлить. Правда, для этого придется хорошо затемнить комнату и перестать отвлекаться на смартфон во время просмотра. 

А вот 4K тебе, скорее всего, не нужен. Редакторы из портала RTINGS подсчитали, какое разрешение люди со 100%-м зрением начинают различать на каком расстоянии. По вертикальной шкале указано расстояние от твоих глаз до экрана, по горизонтальной — диагональ телевизора.

Фото №2 - Что такое UHD, 4K, HDR и нужно ли их срочно покупать

Иными словами, если диван находится в двух метрах, то тебе нужен телевизор минимум в 60', чтобы начать различать UHD-картинку. Специалисты по кинотеатрам рекомендуют, чтобы поле зрения, занимаемое экраном при просмотре, составляло 40º, а с двух метров для этого нужен телевизор 65'. 

Да, так беспощадны к кошельку законы физики. Или наоборот — помогут сэкономить. 

Много букв

Если ты собираешься использовать телевизор больше для игр, чем для просмотра кулинарных шоу, то обрати внимание на две аббревиатуры: ALLM (auto low-latency mode) и VRR (variable refresh rate). Первая означает, что у телевизора есть специальный игровой режим, в котором снижено время на обработку картинки и вывода на экран. При подключении новых консолей он должен включаться автоматически. 

VRR — это автоматическая подстройка частоты обновления кадров телевизора с количеством кадров, которое выдает консоль. Это очень важный параметр, именно из-за его отсутствия многие игры для предыдущего поколения консолей выдавали только 30 к/с. 

Если у телевизора частота обновления 60 к/с и столько же выдает консоль, то проблем нет. Если внезапно на экране случается сложная сцена и FPS падает, скажем, до 48 к/с, то телевизор пытается подогнать это значение под собственный параметр в 60 к/с. Изображение теряет плавность и словно идет короткими рывками. При наличии VRR игрок, возможно, даже не заметит непродолжительного падения FPS до 48, без VRR это выглядит не слишком приятно. 

ALLM и VRR довольно часто встречаются в современных телевизорах, и обе технологии включены в стандарт HDMI 2.1. Кстати, не забудь, что тебе еще понадобится новый HDMI-кабель этого стандарта.

Фото №3 - Что такое UHD, 4K, HDR и нужно ли их срочно покупать
Картинка из презентации 3D-звука PlayStation 5
Фото
Sony

Что в грохоте тебе моем?

Ситуация со стандартами звука у консолей неожиданно странная. У Xbox Series S/E все ожидаемо: полная поддержка Dolby Atmos, поэтому владельцы современных ДК-ресиверов и саундаров в обиде не останутся. 

А вот с PS5 сложнее: на старте поддержки Dolby Atmos нет. Как говорит системный архитектор Марк Церни, она появится, но когда-то позже. Когда — не скажут. Поэтому единственный способ испугаться до беспамятства подкравшегося сзади супостата — купить гарнитуру Sony Pulse 3D.