Фото №1 - Виртуальная харизма: 5 способов заставить себя слушать вo время zoom конференции
Фото
Getty Images

Еще недавно мы все с интересом изучали успешные стратегии невербального общения. Вот эта прямая спина, расслабленная поза, уверенный, но не слишком продолжительный контакт глазами, доминирующая позиция за столом и в комнате… И вдруг оказалось, что все это совершенно бесполезно, когда ты низведен до говорящей головы где-то в углу экрана!

Однако психологи бихевиористы (те самые, которые изучают поведение людей и то, как от этого зависит наше восприятие друг друга) даже в виртуальном мире не оставят тебя в беде! Мы собрали пять советов, как вести себя во время онлайн-конференции, и проверили их на практике!

Все это может пригодиться не только для карантинных zoom-созвонах, но и для международных онлайн-конференций, планерок из отпуска на райских островах или командирских выходов на связь во время командировок в старушку Европу… Давай будем надеяться, что все это с нами случится в самое ближайшее время!

1.       Займи свое место

Психологи рекомендуют позаботиться о том, чтобы тебя было четко и крупно видно на экране. В идеале — чтобы твоя голова занимала весь кадр. Чем больше твое лицо, тем ощутимее твое присутствие в мешанине остальных видео. Все-таки человек в первую очередь смотрит тебе в лицо, когда вы разговариваете.

Также очень важно, чтобы ты был как следует освещен. Дурацкий инфернальный свет снизу или потемки категорически превращают твое изображение в трудно идентифицируемую рябь.

Лайфхак. Если твой компьютер работает от батареи, камера будет хуже реагировать на свет и твое изображение будет темнее!

Мнение MAXIM. Итак, мы вошли в Zoom-конференцию и попробовали использовать эту стратегию. Она работает! Когда сотрудника видно целиком, да еще с каким-то интерьером и родственниками на заднем плане, ты невольно отвлекаешься на обстановку и не следишь за его мыслями. Говорящая голова на нейтральном фоне — идеальный вариант.

2.       Улыбаемся и машем

В реальной жизни, чтобы показать вовлеченность в диалог и быть заметным, даже когда мы просто слушаем, мы частенько издаем всевозможные похмыкивания. Увы, во время Zoom-конференции это создает неприятный фоновый шум, поэтому слушать приходится молча.

Чтобы не потеряться при этом на общем фоне, психологи рекомендуют периодически кивать головой и слегка улыбаться. Если кто-то пошутил, очень рекомендуется улыбаться, демонстрируя зубы: в людской популяции это работает, как оскал у животных, — излучает силу и уверенность в себе.

В целом рекомендуется выглядеть задумчивым, но не застывшим. Следи за тем, чтобы не горбиться, даже если в кадре только лицо. Шея выдает позицию спины, а сутулость — очень серьезная заявка на отсутствие харизмы.

Лайфхак. Когда кто-то «расшеривает» экран своего компьютера, сбоку ты видишь только нескольких участников конференции. Так вот, Zoom в приоритете показывает того, кто в данный момент говорит или даже просто двигается. Если ты умеешь красиво и убедительно жестикулировать, можешь настроить свой кадр так, чтобы твои жесты попадали на камеру. Они тоже очень способствуют тому, чтобы заявить о себе на экране.

Мнение MAXIM. Один из сотрудников всегда брал с собой на планерки гитару и периодически издавал аккорд-другой: они служили своего рода хмыканьем. Оказалось, что эта техника отлично работает в Zoom. Гитарный аккорд отличается от голоса, поэтому не создает шумового загрязнения, однако, как только человек издает резкий звук, его изображение тут же появляется в карусели.

3.       Интонация

Голос становится важнейшим инструментом во время интернет-конференций. Как и во время личного общения, низкий голос звучит более харизматично, чем высокий. Ясная, членораздельная речь создает авторитет.

Специалисты рекомендуют делать более оформленные паузы в процессе интернет-общения. Если связь притормаживает, слишком быстрая речь сливается в сумбурный поток. Также во время Zoom-конференции требуется чуть дольше помолчать, чтобы обозначить, что ты закончил говорить. Но и ты дождись этого самого молчания и только после этого произноси свою реплику, иначе из-за задержки связи может получиться, что ты перебиваешь предыдущего оратора.

Лайфхак. Инвестируй в хорошие наушники с микрофоном. Электронный шум от аппаратуры низкого качества может до неузнаваемости искажать самый харизматичный голос.

Мнение MAXIM. Классика интернет-планерки: все начинают говорить разом или вдруг все замолкают и создается неловкая пауза. В целом харизматичнее тот, кто смешнее. Наверное, это особенности профессии.

4.       Разделяй и властвуй

Показатель истинной харизмы — внимание к другим участникам конференции. Ты будешь выглядеть уверенным в себе, если после того, как получишь слово, сначала повторишь вкратце тезис предыдущего оратора, а потом изложишь свои предложения. Очень располагает, если ты при этом называешь участников встречи по именам.

Подсознательно это ощущается так, будто ты настолько купаешься во внимании коллектива, что тебе не жалко поделиться им с другими. Гораздо более мощная позиция, чем отчаянно тянешь руку с последней парты, а потом, захлебываясь в словах, выпаливаешь правильный ответ.

Лайфхак. Еще более лидерское поведение — это не только пересказать других ораторов, но и похвалить их или не согласиться. Дает оценку тот, кто абсолютно уверен в собственной позиции.

Мнение MAXIM. Работает, если у тебя есть свое мнение, предложение или смешная шутка. А просто повторять других и ничего не делать, увы, не получается.

5.       Лайки вместо курилки

Работа в офисе — это не только совещания у начальника и часы, просиженные за персональным компьютером, но и сборища у кулера, дебаты в курилке, сабантуи в столовке! Отсутствие неформального общения во время работы из дома сильно сказывается на атмосфере внутри коллектива.

Чтобы хоть как-то заменить личные разговоры, придется всем передружиться в «Фейсбуке» (или какую вы там сеть предпочитаете у себя в офисе) и общаться в постах. Лайки и поддерживающий комментарий — очень ценный инструмент для создания образа харизматичного большого босса, который смотрит за своими подчиненными.

Соответственно, как никогда раньше, этика рабочего общения становится применима к постам в соцсетях. Психологи советуют не постить слишком много личных эмоций, а также размещать поменьше хвастливых картинок, вызывающих раздражение (особенно во время текущего кризиса). Семья, спорт, готовка и настроенческие зарисовки из жизни — самый адекватный для карьеры контент.

Лайфхак. Фейсбук не зря прозвали «мордокнигой». Селфи или хороший портрет — самый горячо одобряемый способ заявить о себе. Увы, твои лидерские качества и популярность во многом определяет узнаваемость твоего лица. Тот, кого мы часто видим, воспринимается как «свой». Так что в промежутке между видеоконференциями придется напоминать о себе еще и в соцсетях.

Мнение MAXIM. Как известно, сатирики — самые мрачные люди на Земле, поэтому в нашем коллективе свою физиономию в соцсетях не публикует почти никто. Зато юмористический контент — сплошь и рядом! И это работает.