Фото №1 - «Пластиковый танк» — порождение британской военной мысли. Как его строили и что с ним стало
А ведь и не скажешь, что пластиковый…

Что объединяет все танки мира — тяжелый «Тигр» и средний  Т-34, допотопный французский «Сен-Шамон» и суперсовременную «Армату»? Если не считать обязательного наличия гусениц и пушек. Это, конечно же, металл. Тяжелый металл корпуса и башни — броня, без которой и танк представить невозможно. Или все-таки можно?

Ты наверняка слышал про замечательные потребительские свойства бронежилетов из кевлара — легкого, но очень прочного композитного материала. Такую персональную броню используют профессиональные военные и федеральные агенты. Так почему же в принципе не попробовать сделать большой бронежилет из композитных материалов, чтобы хватило на целый танк?

Фото №2 - «Пластиковый танк» — порождение британской военной мысли. Как его строили и что с ним стало

Идеей заинтересовались — кто бы ты думал? — конечно же, британские ученые, заразившие своим энтузиазмом и британских военных. 

В начале 90-х ряд оборонных предприятий Великобритании принялся за разработку боевой машины ACAVP, которую сами создатели ласково называли «пластиковым танком». Название, конечно, броское и запоминающееся, но не совсем верное. Хотя бы уже потому, что полноценным танком AVP назвать можно с натяжкой. Это, скорее, аналог хорошо известной БМП — быстроходной, легко вооруженной машины непосредственной поддержки пехоты.

Фото №3 - «Пластиковый танк» — порождение британской военной мысли. Как его строили и что с ним стало
Для сравнения: это стандартная британская БМП Warrior

Англичане взяли за основу серийную БМП Warrior и решили опытным путем выяснить, что будет, если заменить металлическую броню композитной. Первые же расчеты показали: если делать бронекорпус из кевлара, то танчик получится на вес золота. Сам посчитай: килограмм веса кевларового бронекорпуса «Воина» стоил 20 фунтов. А общей массы там несколько тонн… В итоге решили использовать более дешевые композитные составы из углеродного волокна, залитых специальными эпоксидными смолами.

Составленный из двух половинок 6,5-метровый углепластиковый корпус массой около восьми тонн водрузили на стандартное шасси БМП, прикрутили к нему стандартную башню и запустили на полигон. Для первой в своем роде машины «пластиковый танк» оказался очень добротным изделием. Во время испытаний корпус легко выдержал все нагрузки, а при контрольном отстреле бронепанелей пластик не уступил металлу. 

Если интересуешься танковой техникой, почитай про самую быструю самоходку Второй мировой.

Фото №4 - «Пластиковый танк» — порождение британской военной мысли. Как его строили и что с ним стало

При аналогичном уровне защиты ACAVP оказался примерно на 10% легче стандартной БМП. Это, во-первых, плюс к экономичности машины, а также возможность усилить бронирование дополнительными навесными панелями. Конструкторы «пластикового танка» предусмотрели и это.

Военные остались довольны испытаниями. Более того разработчики ACAVP получили даже респект (и сертификат) от «Книги рекордов Гиннесса» как создатели самого легкого современного танка в мире. Вот только дальше прототипа проект не пошел. 

Фото №5 - «Пластиковый танк» — порождение британской военной мысли. Как его строили и что с ним стало

Сложности с производством корпуса из углеволокна перевесили и хорошую защищенность и низкую массу. Пока пластиковый «Уорриор» так и остается занятным военно-техническим казусом. Бегает себе по танковым выставкам и фестивалям, неизменно вызывая живейший интерес публики. И это, если честно, к лучшему. Нам бы очень хотелось, чтобы область применения любой военной техники ограничивалась музеями и фестивалями. Как говорится, лишь бы не было пальбы…