Почему на средневековых рисунках так много рыцарей, сражающихся с улитками

Объяснения два, и оба вполне логичные.

Фото №1 - Почему на средневековых рисунках так много рыцарей, сражающихся с улитками

Если ты увлекаешься средневековыми изображениями XIII–XIV века (ну мало ли), ты наверняка не раз задавался вопросом, почему на них так много рыцарей, сражающихся с улитками. Особенно это характерно для маргиналий — рисунков на полях средневековых книг.

Конечно, можно было бы предположить, что когда-то улитки представляли такую мощную боевую единицу, что соперничали с рыцарями в доспехах и что за шесть веков улитки утратили былые размеры и боевой задор. Главное, что останавливает нас от озвучивания данного предположения, — его идиотичность.

А вот эти две версии, высказанные историками, вполне заслуживают доверия.

Первая принадлежит историку из Университета Чикаго Лилиан М.С. Рэндалл. Еще в 1962 году она опубликовала статью, в которой утверждала, что улитки на средневековых рисунках — аллегория ломбардийцев.

Жители этого региона имели плохую репутацию у французов, считавших их ростовщиками и трусами. (Самое время вспомнить пришедшее к нам из Ломбардии слово "ломбард" и то, чем в нем занимаются.) Поэтому французы не упускали случая посмеяться над ломбардийцами, изобразив самыми, по их мнению, трусливыми существами — улитками.

Вторая версия пользуется большей популярностью в исторических кругах. Улитку использовали не как аллегорию конкретного народа, а как символ трусости в целом. Рыцарь, который борется с улиткой — это трус, боящийся слабого врага. А уж рыцарь, молящий улитку о пощаде, трус втройне.

Например, в манускрипте «Искусства любви, о добродетели и о счастье» конца XIII — начала XIV веков, в иллюстрации к главе «Каковых вещей следует опасаться, а каковых — не следует, ибо они ничем не опасны», изображены двое вооруженных мужчин, один из которых в страхе бросает свой меч перед улиткой.

А английский стишок «Двадцать пять портных пошли убить улитку» («Four-and-twenty Tailors Went to Kill a Snail») закрепил образ улитки как разоблачителя трусов в народном творчестве. Стишок в переводе Самуила Маршака:

Однажды двадцать пять портных

Вступили в бой с улиткой.

В руках у каждого из них

Была иголка с ниткой.

Но еле ноги унесли,

Спасаясь от врага,

Когда завидели вдали

Улиткины рога.

А теперь предлагаем твоему вниманию подборку средневековых изображений рыцарей, борящихся с улитками.

Выглядят они порой даже интереснее, чем средневековые изображения рыцарей, борящихся с драконами. Интересно, не приходило ли в голову создателям "Игры престолов" заменить трех драконов на трех улиток?..

Комментарии

29
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • «Двадцать пять портных пошли убить улитку» («Four-and-twenty Tailors Went to Kill a Snail») В оригинале двадцать четыре.
  • "Измельчали нынче улитки...
  • Тю.. это битва средневековых "людей в черном" с пришельцами
  • Тот же посыл у Чуковского " Тараканище"
  • Не менее часто средневековые "лыцари" сражились и с зайцами, судя по миниатюрам того времени.